По статистике Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в июне 2021 года производство и продажи «поднебесных» автомобилей продемонстрировали спад как по отношению к предыдущему месяцу, так и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В то же время значительно выросли продажи транспорта на новых источниках энергии. Увеличился и объем экспорта произведенных в Китае авто.
В июне производство и продажа китайских автомобилей составили 1,943 млн и 2,015 млн единиц соответственно, что меньше на -4,8% и -5,3% в месячном сравнении, и на -16,5% и -12,4% в годовом. Причинами снижения ключевых показателей называется дефицит микрочипов, рост цен на сырье и переход на новые экостандарты коммерческого транспорта.
В то же время по результатам полугодия отмечается положительная динамика: с января по июнь 2021 года произведено и реализовано 12, 569 млн и 12, 891 млн авто с приростом по отношению к первому полугодию 2020 соответственно на +24,2% и +25,6%.
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
Основной минус июня пришелся на коммерческий транспорт, в легковом секторе авторынка картина пооптимистичнее: в июне производство и продажа легковых автомобилей составили 1,555 млн и 1,569 млн, что на -3,8% и -4,7% меньше по сравнению с маем и на -13,7% и -11,1% в годовом сравнении. Соответствующие показатели первого полугодия 2021: 9, 840 млн и 10,007 млн с динамикой + 26,8% и +27,0%.
И уже почти совсем позитивно на общем фоне смотрится премиум-класс: в июне объем продаж китайских люксовых авто составил 258 000 единиц, что всего на -2,0% меньше, чем годом ранее. С января по июнь объем продаж произведенных в Поднебесной премиальных автомобилей составил 1,658 млн, увеличившись за год на +41,5%.
АВТО НА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГИИ
И, наконец, исключительно положительно обстоят дела с транспортными средствами «на новой энергии» (по китайской терминологии): гибридами, электрокарами и авто на топливных элементах. В июне установлены новые рекорды в этом секторе рынка. Производство и продажа составили 248 000 и 256 000 соответственно, увеличившись за год в 1,3 и 1,4 раза соответственно. Причем, доминируют в продажах электромобили – на их долю пришлось 82,4%, у гибридных моделей этот показатель 17,2%, авто на топливных элементах не дотягивают пока даже до процента в секторе, но и растут энергичнее всех – в 2,3 раза по сравнению с первым полугодием 2020.
За первые шесть месяцев 2021 года производство и продажи китайских авто на новой энергии составили 1,215 млн и 1,206 млн, в том числе электромобилей 1,022 млн и 1,005 млн соответственно, с годовым ростом в 2,3 и 2,2 раза. Доля «новой энергетики» в легковых автопродажах выросла с 5,4% в начале года до 13,4% в июне.
УДЕЛЬНЫЙ «ВЕС» КИТАЙСКИХ БРЕНДОВ
В июне было продано 691 тыс. легковых автомобилей китайских брендов, что на +16,5% больше, чем в июне прошлого года, а доля рынка авто собственных брендов в Поднебесной достигла 44,0%, что на +10,5 % больше, чем за тот же период предыдущего года.
С января по июнь было продано 4,198 млн легковых автомобилей китайских брендов, – на +46,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а доля рынка достигла 42,0% , – прирост за год +5,7%.
И, судя по всему, наблюдаемые тренды усилятся в будущем. Согласно исследованию JD Power 2021 China New-Vehicle Intender Study (NVIS) более 60% китайских автомобилистов, которые намерены купить новый автомобиль в следующие шесть месяцев, хотели бы приобрести модель отечественного бренда или авто на «новой энергии».
КИТАЙСКИЕ АВТО В МИРЕ
Экспорт китайских авто в июне достиг рекордного уровня: 158 тысяч автомобилей, – на +5,0% больше, чем в мае и в 1,5 раза больше, чем в первом полугодии 2020. В том числе экспорт легковых автомобилей составил 120 тысяч, увеличившись на +3,7% по сравнению с маем и в 1,7 раза по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Вклад экспорта новых энергетических транспортных средств в этом месяце составил 11,1% .
С января по июнь автомобильные компании Китая экспортировали почти миллион – 828 тыс. автомобилей, что в 1,1 раза больше, чем годом ранее. При этом «легковой экспорт» растет энергичнее коммерческого – рост в 1,2 раза при поставках 631 тыс. авто. Факторы, способствующие хорошему результату автомобильного экспорта, по оценке CAAM, включают: восстановление международного рынка и повышение конкурентоспособности автомобилей китайских марок.
В первую десятку компаний по объему экспорта автомобилей входят: SAIC, Chery, Changan, Dongfeng, Great Wall, Geely, BAIC, Tesla, Jiangqi и Duty Truck. На их долю приходится 88,9% от общего автомобильного экспорта (по данным CAAM с января по май включительно).
КИТАЙСКИЙ АВТОПРОМ ЗАВТРА
Какие выводы можно сделать на основании приведенных статистических данных? Во-первых, июньский спад производства и продаж китайских автомобилей, это не тренд, а временное явление. Может быть, «выход из пике» и несколько подзатянется, но микрочиповый фактор сдерживания роста автопрома, в конце концов, будет побежден и развитие продолжится. А рост китайской составляющей в глобальном рынке объективно неизбежен уже хотя бы потому, что Китай – крупнейший авторынок мира, и сами китайцы предпочитают местную продукцию.
Во-вторых, популярность китайских автобрендов будет расти. В первую очередь на внутреннем рынке, где уже к концу года доля авто собственного сочинения должна достигнуть как минимум 50%. Но и в мире растет доверие к китайским автомобилям, что подтверждается увеличением экспортных поставок. И это уже тренд, а не временное явление.
В-третьих, будет увеличиваться доля транспортных средств на альтернативных источниках энергии – гибридов, электромобилей и пр. И это тоже тренд. В каком соотношении видов транспорта (с точки зрения используемой энергии) в конце концов сформируется рынок, говорить пока рано – то, что двигатели внутреннего сгорания прямо завтра вымрут не кажется очевидным, как и то, что именно электромобили – светлое будущее автопрома. Автоэволюция ведь совершенно не обязательно должна идти по вектору, нарисованному европолитиками. Но в каком бы направлении ни развивался мировой автопром, китайское влияние заметно по любому.
Фото SAIC, Geely, GWM, China Xinhua News