Lexus утратил статус эталона качества

Lexus утратил статус эталона качества

13.09.2022

Лидер прошлогоднего рейтинга J.D. Power Japan Initial Quality Study (IQS) премиальный бренд Lexus в аналогичных исследованиях сезона 2022 ухудшил свой индекс начального качества на 58 пунктов до значения 169 PP100 (в полтора раза – на 52%) и спустился с первой строчки топ-10 самых качественных марок японского авторынка на предпоследнюю. Подобное нисхождение Lexus пережил и на североамериканском рынке. В чем причина?

Чтобы попытаться понять суть проблемы, стоит обратиться к результатам исследования IQS этого года и сопоставить их с прошлогодними данными.

 

В мае-июне 2022 года эксперты J.D. Power опросили 20 797 японских покупателей новых автомобилей через два-тринадцать месяцев с момента начала эксплуатации авто. В опросном листе 221 пункт девяти категорий, определяющих качество автомобиля. По количеству выявленных претензий каждой модели присваивался индекс PP100 (количество дефектов на сотню экземпляров транспортного средства). Модельные индексы интерполировались в брендовые и ранжировались.

 

Оказалось, что наивысший уровень качества в марочном зачете на японском рынке в 2022 году продемонстрировал прошлогодний «серебряный призер» рейтинга IQS бренд Daihatsu с индексом качества 116 PP100, – на 4 пункта лучше, чем в 2021 году. Состав топ-10 самых качественных брендов в текущем сезоне практически тот же, что и год назад, и индексы у них сопоставимые, и среднерыночное значение показателя качества практически то же, что и в 2021-м – 138 PP100, – лишь на один пункт проблемнее. Все, в общем-то, то же самое, что и год назад, за исключением одного: Lexus с вершины рейтинга всего за год рухнул в самый низ топа, ухудшив индекс с 111 до 169 PP100. Был эталоном качества, стал брендом заурядного уровня с индексом IQS ниже среднего.  

 

Налицо проблемы производителя, по каким-то причинам резко (в полтора раза) уронившего качество выпускаемых авто? Но тот же самый производитель выпускает и автомобили Toyota, качество которых по оценке того же J.D. Power осталось на практически том же уровне, что и год назад – 145 PP100 против 143 в сезоне 2021 – лишь на два пункта похуже, да на две строчки в рейтинге пониже. Так что вряд ли.

 

И, кстати, может ли качество премиальной продукции быть хуже качества масс-авто одного и того же производителя? Причем, аж на 17%? С точки зрения здравого смысла, – конечно, нет!  Но с точки зрения методологии экспертиз J.D. Power,  оказывается, может. Уже не первый год представители этой исследовательской организации вынуждены объяснять, почему это вдруг по их оценкам премиальные авто оказываются менее качественными массовых. Объясняют тем, что люксовые модели более насыщены современными технологиями, более сложны в эксплуатации, и ввиду этого зарабатывают лишние пунктики проблем как раз на полях, не наблюдаемых у обычных машин.

 

Значит, все дело в методике исследований? Но компания та же – J.D. Power, исследование то же – IQS, с тем же количеством категорий возможных автомобильных проблем – девять, тем же комплектом предлагаемых к выявлению симптомов – 221. Только сезоны разные. Что-то изменилось за год? Что-то такое, что прибавило лидеру количество проблем, необходимое и достаточное для опускания его вниз топа? В аннотации результатов 2022 года написано: «Это второй IQS в Японии с прошлого года, когда J.D. Power полностью переработала исследование, чтобы пересмотреть исходное качество с точки зрения пользователя».

 

То есть, за год изменений в этой плоскости не произошло. И в первый год применения новой методики Lexus оказался эталоном, взлетев с 4-го места в рейтинге 2020 года, а уже на следующий год исследователи переосмыслили методику и применили ее правильно? Так бывает, конечно, но у остальных-то брендов результаты сопоставимые год к году. Или это касается только премиальщиков, которые всего за сезон настолько усложнились, что по новой методике им уже не оставили никаких шансов на качественность?

 

Смотрим. – У Mercedes-Benz, который в люкс-сегменте в 2022 году занял второе место (вслед за Lexus) результат улучшился почти настолько же, насколько он стал хуже у «японца» – на 53 пункта. У «бронзового призера» премиального топа BMW индекс изменился хоть и значительно меньше (на 19 единиц), но тоже в сторону улучшения. У еще одного представителя «Большой немецкой тройки» выявлено на 28 проблем больше, то есть, индекс ухудшился. При такой разнонаправленности и разноамплитудности изменений, объясняющих произошедшее, трендов явно не наблюдается. Следовательно, проблема вряд ли в люксовости.

 

 

В рамках японского рынка ответ на вопрос о причине резкого падения показателя качества Lexus по версии J.D. Power найти не получается. А как в других регионах? Исследование J.D. Power Initial Quality Study на крупнейших рынках мира проводится уже достаточно давно: в США 36 лет, в Китае 23 года, в Японии 12 лет. Методика единая, различается лишь незначительными национальными нюансами. И если проблема действительно в качестве производимой продукции, то во всех регионах можно пронаблюдать схожую картину.

 

В США – на рынке «номер два» по объему реализаций – Lexus пережил подобное японскому нисхождение – за год опустился с третьего места общерыночного топа на шестую строчку, ухудшив индекс качества на 13 пунктов до 157 единиц. А на крупнейшем авторынке мира – китайском – Lexus в сезоне 2022, наоборот, поднялся к вершинам рейтинга – занял второе место, заработав индекс IQS равный 166 PP100.

 

Опять разновекторность, не дающая однозначного ответа на вопрос, что за год произошло с качеством автомобилей Lexus: оно резко ухудшилось, как это утверждают в США и Японии? Или стремительно улучшилось, как в Китае?

 

Однако, при всей разнонаправленности и разноамплитудности результатов, что-то общее при таком глобальном сопоставлении, все же начинает просматриваться – это величина индекса PP100. В прошлом сезоне этот цифровой индикатор качества на разных рынках был слишком уж разным: в Америке 144, в Японии 111. В этом году 157 и 169 соответственно. И усредненный 166 в Китае. Похоже на то, что случившееся обрушение «качественного» рейтинга Lexus вряд ли имеет отношение к реальному качеству автомобилей. Просто подровняли сильно уж различающиеся по регионам данные «под одну гребенку». Ради единообразия, и не более того? Может быть. Но автомобили Lexus от этого точно хуже не стали.

 

Иллюстрации Lexus, J.D. Power

Материалы по теме

  • LEXUS привезет в Россию свой флагманский спорткар
  • «СЛК-Моторс» покидает рынок
  • Тойота создала региональный склад в Новосибирске
  • Наталья Жданова: «Прочность бизнеса «СЛК-Моторс» достаточно высока»
  • Анна ПОПОВИЧ: «Lexus в Новосибирске феноменально популярен!»