Насколько китайцы удовлетворены собственными автомобилями

Насколько китайцы удовлетворены собственными автомобилями

27.08.2021

Какие автомобили предпочитают сами китайцы, наводнившие наш рынок очень привлекательными по цене, внешности и содержанию моделями? Насколько они удовлетворены собственными автомобилями? Что из автопродукции предпочитают: «европейцев», «американцев», «японцев», «корейцев», или все-таки «китайцев»? На что планируют пересаживаться со своих нынешних автомобилей? Какие именно «поднебесные» бренды в чести в самой Поднебесной? Ответы на эти вопросы нашла авторитетная исследовательская компания JD Power.

Компания JD Power, которая позиционируется как «мировой лидер в области потребительских знаний, данных, аналитики и консультационных услуг» и, в частности, исследует вопросы качества автомобилей, удовлетворенности автовладельцев своими транспортными средствами, провела исследование удовлетворенности китайских автомобилистов приобретенными ими новыми автомобилями – JD Power 2021 China Automotive Performance, Execution and Макет (APEAL) Study.

 

С декабря 2020 года по май 2021 года сотрудники компании в 70 крупных городах Поднебесной опросили 34 572 владельцев автомобилей с ДВС, которые приобрели новый автомобиль в период с июня 2020 года по март 2021 года. Интервьюеры интересовались, насколько эти автовладельцы очарованы/разочарованы своим приобретением по 37 характеристикам в оценках внешнего вида, удобства посадки, эргономики, комфорта, настройки оборудования, пользования мультимедиа, работы двигателя, ощущений от вождения, безопасности, экономичности. 

 

В поле зрения исследователей попали 264 модели 58 брендов. Итоговые оценки формировались по 1000-балльной шкале. И оказалось, что…

 

КИТАЙЦЫ  ПРЕДПОЧИТАЮТ  НЕ  ТОЛЬКО  КИТАЙСКОЕ

 

В масс-сегменте – основной части авторынка – наивысшую удовлетворенность своими новыми автомобилями продемонстрировали обладатели моделей GAC FCA Jeep – 753 балла. На втором месте также заокеанские разработки местного производства – модели Buick с оценкой 747 баллов. Замыкает тройку лидеров Dongfeng Yueda KIA – 744 балла APEAL.

 

Если отвлечься от того, что до последнего времени все представленные на «поднебесном» рынке автомобили производятся исключительно в Китае и преимущественно совместными предприятиями, то в десятке наиболее удовлетворяющих китайцев автобрендов четыре представителя японского автопрома, по два американского и исконно китайского, один европейский бренд и один корейский.

 

Выше среднего значения в масс-сегменте – 731 – поднялись четыре китайских бренда, два из которых представляют корпорацию Great Wall Motors. А как же остальные?

 

 

КИТАЙСКИЙ  РЕЙТИНГ  КИТАЙСКОГО  РЫНКА

 

Среди родных «поднебесных» брендов наивысшую удовлетворенность китайцам доставляют автомобили WEY – 742 балла. На втором месте Dongfeng (740), замыкает тройку лидеров GAC (732). Лидирующий в продажах на российском рынке (в китайском сегменте) Haval на четвертой строчке рейтинга APEAL со среднерыночной оценкой 731, у Chery восьмое место (722), у Geely седьмое (723).

 

А вот тут стоит оговориться, почему это китайский премиум-бренд WEY вдруг оказался в массовом сегменте. И почему исследователи туда же опустили  вышеупомянутые Jeep, Buick, MINI… Дело в том, что JD Power – компания американская, и классовые критерии в ней соответствующие. Непременным признаком премиальности в этой исследовательской организации является люксовый прайс – если рекомендованная розничная цена для китайского рынка превышает 150 000 юаней (примерно 1,7 млн руб.) у половины моделей, значит, это «премиум», а если китайцы больше уважают своих граждан, чем заокеанские критерии, то это их проблемы.

 

ПРЕМИАЛЬНЫЙ  И  МОДЕЛЬНЫЙ РЕЙТИНГИ

 

Таким образом премиальный сегмент китайского авторынка приобрел ярко выраженный европейский акцент. Удовлетворенность премиум-карами, разумеется, выше, чем масс-авто – в среднем 743 балла против 731, и топовые бренды "поднебесного" авторынка (с оценкой выше среднерыночной) оказались преимущественно с европейской пропиской.

 

По удовлетворенности обладателей главенствует на китайском авторынке Porsche с оценкой 761 балл APEAL. На втором месте Lexus – 749 баллов, замыкающий тройки люкс-лидеров Land Rover (744).

 

Это брендовый рейтинг. В модельном доминируют Mercedes-Benz и Volkswagen – у них по три лучших результата в исследованных классах: у Mercedes-Benz S-Class, GLA-Class и GLC-Class. Под брендом Volkswagen победили модели CC, Lamando и Teramont. Четыре победы у представителей китайского автопрома: Baojun 730, Changan CS35, GAC Trumpchi M6 / GM6, Geely Binrui.

 

 

ТРЕНДЫ

 

Это сегодня. А что будет завтра? Исследование Automotive Performance, Execution and Макет (APEAL) проводится уже 19 лет и в первую очередь для того, чтобы выявить, что нравится, а что нет потребителям в новых автомобилях, чтобы дать производителям ориентир на проектирование и разработку более привлекательных моделей. И что показало исследование 2021 года?

 

Во-первых, то, что несмотря на агрессивный проэлектромобильный пиар-фон, автомобили с ДВС рано списывать в утиль – удовлетворенность ими за год возросла, и пока они в сопоставимых параметрах значительно превосходят транспортные средства на альтернативных источниках энергии (подробнее об этом в нашем следующем материале на эту тему). То есть завтра, послезавтра, после-послезавтра, а, возможно, и дольше, автомобили с ДВС будут доминировать на рынке.

 

Во-вторых, что сегмент SUV продолжит рост – удовлетворенность его представителями (733) выше, чем удовлетворенность седанами, минивэнами и малолитражными автомобилями (723 балла). И что курс на премиальность у представителей масс-сегмента сохранится из тех же соображений – люксовые авто получают самые высокие оценки.

 

В-третьих, что практикуемая мультимедийная увлеченность производителей в ущерб техническому совершенствованию вряд ли оправдана: оценка APEAL в этом году для недавно выпущенных моделей составляет 726, что на шесть пунктов ниже, чем для новых моделей в 2020 году, и на восемь пунктов ниже, чем для существующих моделей в 2021 году. И владельцы, родившиеся после 1990 года (те, кто уже в сегодняшнем Китае составляют более 50% от общего числа обладателей авто с ДВС) менее других возрастных категорий удовлетворены использованием навигации и полезностью функций информационно-развлекательной системы.

 

И, наконец, что автомобили завтрашнего дня будут эстетически привлекательнее сегодняшних. Значимость дизайна автомобиля для клиентов возросла до 20% в этом году с 17% в 2019-м.

 

А как насчет доли китайских брендов на китайском авторынке? Она будет расти, или… Исследование JD Power 2021 China New-Vehicle Intender Study (NVIS) показало, что намерение приобрести автомобиль отечественного бренда в Китае в нынешнем году испытывают около половины (49%) потенциальных покупателей – в два раза больше, чем пять лет назад (22% в 2016 году). И те, кто будут определять содержание рынка завтра – поколение Z (1995–2004 г.р.), среди всех возрастных групп выразили самую высокую степень намерения приобрести продукцию именно отечественного автопрома (61%).

 

Среди преимуществ китайских автомобилей над некитайскими «поднебесные» представители поколения Z называют привлекательный дизайн и стильный внешний вид, приятное вождение и впечатления от езды, комфортный салон, безопасность и топливную экономичность.

 

Так что завтрашние характеристики крупнейшего авторынка мира более или менее просматриваются: китайцы настолько удовлетворены своим национальным автопромом, что будут покупать преимущественно китайские автомобили SUV-сегмента премиального уровня. Как раз то, что очень активно развивается и на нашем рынке.

 

Фото Geely, инфографика J.D. Power

Материалы по теме

  • Статистика брака китайского автопрома
  • Еще одна модель китайского автопрома сертифицирована в Европе
  • Проблемы ликвидности китайских авто в цифрах и фактах
  • Китайские авто с пробегом становятся популярнее
  • Первые в мире ледовые гонки беспилотных авто состоятся в Китае