Наконец мы в плюсе! Более того, уже и в двузначном плюсе. По статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в мае показал 14,7% прироста продаж по сравнению с прошлогодним маем. А за период с января по май включительно вырос по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 5,1%. Минус начала года сменился устойчивым плюсом последних трех месяцев.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил: «По отношению к прошлому году российский автомобильный рынок в мае в третий раз подряд продемонстрировал солидный рост, выраженный двузначной цифрой, впервые за много лет. Заслуживает внимания тот факт, что положительная динамика наблюдается для большинства игроков на рынке. По нашему мнению, это является важным фактором для того, чтобы процесс восстановления рынка получил дальнейшее развитие и, что наиболее важно, превратился в долговременный тренд».
РОССИЙСКАЯ СТАТИСТИКА
Расстановка сил на рынке по состоянию на начало июня, в принципе, сохраняется. Традиционно в России (но не в Новосибирске) лидирует LADA. Уверенно, с почти в два раза большим объемом продаж, она обходит ближайшего преследователя KIA (112 835 проданных автомобилей против 68 434). Замыкает тройку лидеров Hyundai (55 915).
В модельном зачете вся первая десятка «made in Russia»: на первом месте KIA Rio, вторую и третью строчки рейтинга популярности моделей занимает LADA своими бестселлерами Granta и Vesta. Всего к 1 июня дилеры передали своим клиентам 577 449 новых автомобилей.
По выручке на первичном российском авторынке, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», лидирует Toyota. В количественном рейтинге продаж она на пятом месте, зато в денежном — на первом. По результатам первого квартала года Toyota получила 44,6 млрд руб. На втором месте KIA с показателем 39,5 млрд руб., третий — Mercedes-Benz с 33,4 млрд руб. У нашей LADA 32,7 млрд руб. и привычное четвертое место в денежном рейтинге. Всего за начальный квартал года россияне потратили на покупку новых автомобилей 400,9 млрд руб., что на 3,1% больше, чем в прошлом году.
НОВОСИБИРСК В ТОПЕ
Среди регионов лучше всего помог рынку впасть в двузначный рост Урал, продемонстрировав динамику +16% (январь — март 2017). Но и Сибирь растет энергичнее, чем рынок в среднем: у нас +5,7% при среднероссийском показателе роста за первый квартал +4,6%.
А как выглядит на этом фоне наш родной миллионник Новосибирск? Один из крупнейших городов России, столица Сибирского федерального округа… Неоднозначно выглядит. В автостатовском рейтинге «Топ-30 регионов России в январе — апреле 2017 года по объему рынка новых легковых автомобилей» мы в замыкающей части списка с двузначной 25-й позицией и объемом рынка около совсем уж однозначного 1% от общероссийского — 3 242 проданных автомобиля. Зато с двузначным процентом роста — 14,5%.
И автопредпочтения у нас иные, чем в среднем по России. Иномарки мы любим больше, чем отечественные бренды: у нас на первичном рынке устойчиво лидирует Hyundai. Этот бренд обогнал «Ладу» в прошлом году и возглавляет рейтинг продаж первого квартала 2017 года. LADA несущественно (на 8 машинок за квартал), но отстает. Таким образом, эффективность работы новосибирских дилеров «корейца» («Автомир» и «Эксперт-Авто») превосходит незаметную деятельность дилеров «тольяттинца» («Авто-1» и «АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск»).
На третьей строчке рейтинга новосибирской популярности Nissan. «Сибирские Моторы» и «Эксперт НСК» вернули этот бренд в тройку лидеров регионального рынка. Вообще, топ-10 новосибирского авторынка представлен преимущественного теми же игроками, лишь с некоторой перестановкой позиций. Единственное изменение: Volkswagen Group сменила своего лидера — в десятку попал бренд SKODA, сменив собственно VW. Возможно, благодаря тому, что в нашем мегаполисе усилиями группы компаний «Автомир» открылся второй дилерский центр этого бренда. Хотя его вклад в общее дело продвижения марки пока невелик — всего 26% от общего объема продаж. Безоговорочный лидер SKODA в Новосибирске — дилер «Альт-Парк»: 78 переданных клиентам автомобилей из 106.
Кстати, две эти группы компаний одни из сильнейших на нашем региональном рынке. В топ-10 у «Автомира» еще и Toyota, и Renault, а у «Альт-Парка» KIA. Но очевидно, что наши региональные рейтинги не очень-то влияют на общую картину: доля Новосибирской области в первичном авторынке России, как уже говорилось, всего-то около 1%...
Зато по объему рынка подержанных автомобилей по результатам предыдущего года мы входим в топ-10 российских регионов с долей 2,6% (28,9 тыс. шт.). И кроме того за год в этом секторе продемонстрировали почти самую высокую динамику в десятке сильнейших: вторичный авторынок вырос у нас на 8,6%. Уступаем только Краснодарскому краю — у них 12%-ный прирост. Кстати, Москва по этому показателю аутсайдер топа: в столице вторичный рынок упал на 13,4%. Но ведь при этом с покупкой новых автомобилей у них все в порядке…
«АВТОСТАТ» подсчитал соотношение новых и подержанных автомобилей на рынке за период с января по апрель, и оказалось, что, например, в Москве доля новых автомобилей 40% — это самый высокий показатель в стране. В среднем по России на один новый автомобиль приходится четыре с пробегом: доля первичного рынка 20% — в два раза ниже столичной.
А самая плачевная ситуация зафиксирована в Еврейской автономной области, в которой вторичный рынок в 54 раза крупнее первичного, то есть доля рынка новых машин здесь наименьшая в стране (около 3%). Новосибирск где-то посредине между полюсов: не входит ни в топ-20 самых успешных регионов, ни в топ-20 самых автозахламленных.
НАША ДОЛЯ
Итак, картина сегодняшнего дня более или менее понятна: мы оттолкнулись от дна авторынка и начали помаленьку всплывать. В мае весомая часть брендов продемонстрировали солидный двузначный плюс и даже начали пересматривать свои планы годовых продаж в сторону увеличения.
Оптимизм налицо. Но очень осторожный оптимизм. Плюс, он, конечно, плюс, но ведь нарисовался он по отношению к всего лишь предыдущему очень сильно минусовому году. Существенного увеличения автопродаж в обозримой перспективе ожидать вряд ли стоит. Покупательная способность российского населения в последние годы упала, очень сильно упала. И по прогнозам экспертов, восстановиться до уровня пятилетней давности в ближайшие годы ей не светит. Раньше 2022 года, если верить озвученным экономическим прогнозам, осторожность в оптимизме вряд ли удастся отменить.
И тем не менее мы уже в плюсе.
Материалы по теме |