В Новосибирске найдено документальное подтверждение существования кабриолетов ГАЗ-21 «Волга». Корреспонденту АВТОСОЮЗа удалось обнаружить негативы, на которых запечатлена уникальная техника.
В Новосибирске найдено документальное подтверждение существования кабриолетов ГАЗ-21 «Волга». Корреспонденту АВТОСОЮЗа удалось обнаружить негативы, на которых запечатлена уникальная техника.
История военных кабриолетов началась в 1949 году, когда пара экспериментальных «Кабрио-Побед» ГАЗ-М20 приняла участие в военном параде по случаю образования Карело-Финской АССР. То были машины, вышедшие из цехов бронницкого НИИИ-21. В отличие от гражданских кабрио-седанов эта парочка уже не несла на своих кузовах жестких окантовок боковых стекол и имела более гармоничные линии обводов. Но после эффектного выступления в Петрозаводске эти автомобили бесследно исчезли…
След был найден совсем недавно. В беседе с подполковником С. Осадчуком, проходившим службу в Сибирском военном округе, корреспонденту АВТОСОЮЗа удалось выяснить, что, возможно, эти кабриолеты долгое время служили в СибВо, о чем могут свидетельствовать фотографии из его семейного архива. Но и фотодокументы повторили историю парадных «Побед» - исчезли из семейного альбома. Оставалась одна надежда: отыскать негативы.
По словам Осадчука, его отец в 50-е годы прошлого века служил при штабе СибВо и вместе со своим другом – ныне полковником в отставке А. Тимофеевым, они, еще будучи лейтенантами, выводили эти машины на парад частей новосибирского гарнизона. И именно Тимофеев в 1957 году доставил эти два кабриолета из ЛенВо в Новосибирск.
Особенностью этих автомобилей являлось не только отсутствие дверного остекления, но и наличие жестко вваренной левой задней фальшдвери (для укрепления конструкции кузова). В тот период автомобили были окрашены в светло-зеленый цвет.
«Кабрио-Победы» находились в строю до 1965 года, пока командующий Сибирским военным округом генерал-полковник С. Иванов – не приказал заменить их на ГАЗ-21 «Волга», доработанные под кабрио-вариант по аналогии с парадными «Победами».
Новые кабриолеты были подготовлены на Новосибирском авторемонтном заводе №15 (ГУП-15ВЗ) и окрашены в любимый генералами «шаровый» (серо-стальной) цвет. Командующий лично утверждал один из трех представленных вариантов окраски автомобилей. Эти «Волги» участвовали во многих военных парадах конца 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия. Дальнейшая судьба эксклюзивных кабриолетов неизвестна…
Известно стало только то, что существуют негативы снимков военных кабрио-«Волг». Их сделал фотокорреспондент окружной газеты СибВО «Советский воин» Ю. Образцов. Его вдова когда-то передала пленку полковнику Тимофееву, и негативы, в конце концов, попали в руки корреспонденту нашего журнала.
Затем главными парадными «скакунами» новосибирского гарнизона стали черные «Волги-кабриолеты» ГАЗ-24, 1983 года выпуска. В строю автомобили находидись 31 год. Они до сих пор в прекрасном состоянии. И не удивительно, ведь пробег по показаниям одометров чуть выше 1,5 тысяч километров. И по заверениям водителей, это цифры еще первого круга счетчика. Автомобили переданы в резерв общевойскового объединения ЦВО.
В 2014 году на военном параде в честь 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне впервые по главной площади Новосибирска прошли кабриолеты на базе ГАЗ-3102.
Стандартные "Волги", полученные с автомобильной базы хранения в Свердловской области, модернизировали на СТО Новосибирского гарнизона – автомобили полностью разобрали, срезали крыши, усилили кузов, покрасили в черный цвет. Салон обтянули кожей и оснастили современными средствами связи.
Парад в честь 70-летия Великой Победы в Новосибирске начинался с именно этих автомобилей – кабриолетов ГАЗ-3102. Судя по сроку службы предшественника, им еще долго находиться в авангарде.