Автоцентр ГАЗ «Сармат» провел акцию международного статуса: совершил первое в истории «Тотальное путешествие» — автопробег из Новосибирска, родины «Тотального диктанта», в его первую столицу Владивосток. «Сармат» стал эксклюзивным автомобильным партнером международной филологической акции и обеспечил успешное выполнение агитпробега.
Первый в 14-летней истории «Тотального диктанта» автопробег стартовал 24 марта от главного корпуса Новосибирского государственного университета (НГУ). Участие в акции приняли три отечественных автомобиля: полноприводный ГАЗ «Соболь» и две «ГАЗели NEXT», предоставленные новосибирским дилером ГАЗ «Сармат».
«Мы уверены, что «Тотальное путешествие» на наших автомобилях пройдет комфортно и безопасно, — сказала директор Автоцентра ГАЗ «Сармат» Анна Ващенко в предстартовом спиче. — Автомобили очень надежные, поломок не ожидается, но даже если что-то произойдет, дилерская сеть ГАЗ в нашей стране простирается от Калининграда до Владивостока, поэтому никаких проблем с обслуживанием автомобилей, если вдруг потребуется, точно не будет».
После короткого митинга организаторы пробега торжественно перерезали символическую ленту — в ее роли выступил буксировочный трос, — перед пуском колонны в пробег «на удачу» разбили бутылку шампанского об усиленный бампер «Соболя» и отправились на восток.
«Я желаю участникам этого автопробега по бездорожью и безграмотности без поломок и приключений пройти весь маршрут», — напутствовал мобильную бригаду диктанта ректор НГУ Михаил Федорук.
Впереди было около 6 тысяч километров российских дорог с остановками в Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите, Белогорске, Хабаровске. И через 12 суток финиш во Владивостоке.
«График у нас рисовался очень плотный. Перегоны в среднем по 800 километров, а самый большой, Красноярск — Иркутск, 1 200 километров, — вспоминает участник пробега водитель ГАЗ «Соболь 4х4» Дмитрий Радайкин. — И в очень тесных временных рамках — прибывать в каждый город должны были строго в назначенный час. Везде нам готовили встречи: пресса, филологи, поклонники «Тотального диктанта». На какие-то ремонты, случись чего в пути, времени совсем не было. Но мы на этот счет особо и не переживали. Автомобили надежные, проверенные, водители все опытные…
Моему «Соболю» недавно исполнился год. Он уже раскатался — пробег перед командировкой 18 тысяч километров. Рыженький «Некст» уже два года по программе тест-драйва без проблем работает, а вот серый «Некст» — пробег ноль, только пришел. Его специально под этот агитпробег нам оперативно прислали. Это наш первый автомобиль с двигателем «Евро-5», до этого у нас подобных не было, и, как они ведут себя на трассе, чего от него ждать, мы абсолютно не представляли. Особо его не загружали — наполнили кузов пенопластовыми буквами «Столица ТД» и поставили замыкающим в колонну, чтобы ехал, как ему комфортно.
Какой-то специальной подготовки к путешествию машинам не делали. Единственное, перед командировкой загнали на наш сервис «Сармат», все обсмотрели, что надо померили, убедились в отсутствии неисправностей, и вперед!
Пилотский состав тоже надежный, проверенный. Мы не просто шоферюги — мы сами работаем в сервисе, сами автомобили обслуживаем. Машины гоняем, тестируем — после ремонта, до ремонта. Водители опытные. Я раньше на межгороде работал, Александр Пазухин в лихие девяностые машины гонял с Дальнего Востока. Сергей Цареня тоже автомобили клиентам в дальние точки доставляет. С трассой все хорошо знакомы».
Первый отрезок пути, Новосибирск — Красноярск, преодолели без каких бы то ни было проблем. И в обозначенное время уложились. Зачем нужна такая точность? Для того, чтобы выполнить основную задачу автопробега. Он же задуман был совсем не для того, чтобы буквы из одного региона в другой перевезти. Участники пробега — представители оргкомитета «Тотального диктанта», филологи-эксперты, в программе акции открытые лекции, встречи с единомышленниками, конференции…
Кроме того, в каждом городе пребывания участники пробега собирали уникальную информацию для создания летописи «Тотального путешествия». «Особенностью автопробега станет текст, который мы напишем всем миром за эти 12 дней, — рассказала руководитель проекта Ольга Ребковец. — Мы приглашали всех друзей «Тотального диктанта» приходить на точки наших стоянок, чтобы участвовать в наших мероприятиях и стать соавторами рассказа».
Из Красноярска выехали под утро 26 марта, раньше запланированного времени старта: опаздывать в Иркутск никак нельзя, там по плану должно было произойти важнейшее филологическое мероприятие пробега — открытая лекция редактора сайта «Грамота.ру» Владимира Пахомова на тему «Русская орфография в XX и XXI веке: реформы и перспективы». А в 2018 году отмечается столетие реформы орфографии 1917–1918, изменившей облик многих русских слов. Так что…
Но погоде не прикажешь. «В ночь, когда выдвинулись из Красноярска в Иркутск, повалил снег. Липкий и скользкий, плюс темнота и метель, — рассказывает Дмитрий Радайкин. — Шибко не разгонишься. «Соболь»-то еще на шипах, а «ГАЗели» — на стоковой резине, разгоняться до крейсерского режима довольно опасно. Прошли эту непогоду осторожно, не спеша, главное — безопасность. Лучше опоздать, чем вообще не успеть. В результате в Иркутск пришли с отставанием от графика на два часа».
Самый продолжительный участок пробега оказался и самым метеорологически экстремальным. А отрезок от Байкала до Улан-Удэ отличился масштабным дорожным ремонтом — тоже не очень комфортно для движения в плотном графике. За столицей Бурятии столкнулись с заправочными проблемами, впрочем ожидаемыми, на этот случай «Соболь» еще в Новосибирске загрузили бочками с соляркой.
И чем дальше на восток, тем экзотичнее продукция нашего родного автопрома воспринималась местным праворульным населением. «В Хабаровске, а там с русскими машинами мало кто знаком, произошел такой случай, — вспоминает Дмитрий Радайкин. — Подъехали к кафе, попили кофе, вышли на улицу подышать. Смотрим — местный житель на «Королле» остановился рядом с нашими машинками, внимательно обсматривает «Соболя», а он на стандартного мало похож, во внедорожном обвесе…
— Че за броневик?
— Это «Соболь».
— Это который вроде «ГАЗели»?
— Ну да.
— Я смотрю, у вас автопробег Новосибирск — Владивосток?
— Точно!
— Не доедете!
— Да мы как бы уже в Хабаровске… Две перегазовки, и во Владике…
— Ну, не знаю, не знаю, навряд ли вы доедете. А вот эти два «Форда» дойдут. (Показывает на «ГАЗели».)
Объяснили ему, что к чему, подошел, посмотрел, очень удивился:
— Ишь че! Научились-таки делать…
В Белогорске к нам подошел мужчина с нескрываемым скепсисом к отечественному автопрому — был знаком с первыми «газелями». Организовали ему знакомство, небольшой тест-драйвчик… Посмотрел, все потрогал, прокатился.
— Отличный автомобиль! Это небо и земля по сравнению с тем, что раньше было!!!
Очень приятно было получать такие отзывы, испытывать гордость за отечественного производителя, за марку, которую представляем».
4 апреля, строго по графику, колонна автомобилей Автоцентра ГАЗ «Сармат» прибыла в столицу «Тотального диктанта — 2018» Владивосток. За 10 суток до того момента, когда весь русскоязычный мир вновь смог пройти самый масштабный на планете тест на грамотность.
«Самое главное, что меня поразило, — делится впечатлениями Дмитрий Радайкин, — раньше за Красноярском асфальт кончался — я последний раз туда ездил десять лет назад, — а сейчас вся дорога идеальнейшая! Думаю, любой автомобилист, даже на самом простеньком легковом автомобиле может сегодня без особого труда доехать до Владивостока. И не обязательно автомобиль, как раньше, обклеивать, чтобы защитить кузов от камушков. Не обязательно иметь приличный дорожный просвет, полный привод… Камешков уже нету — ни одного не поймали. Ни одного скола на кузове, ни одного следа на ветровом — вообще отличная дорога!»
Выстроили из привезенных букв надпись «Столица ТД» и отправились на финальную пресс-конференцию. «Тысячи километров позади, ни одной поломки не зафиксировано, маршрут весь прошел по плану, а экипаж это время провел в комфорте. Думаю, это начало большого сотрудничества», — отметила директор Автоцентра ГАЗ «Сармат» Анна Ващенко.
«Наш автопробег завершен, а у нас появился еще один инструмент, чтобы донести до людей главную мысль: грамотность — это основа коммуникации, и успех любой деятельности зависит от того, насколько грамотно и понятно вы формулируете свои мысли», — подытожила руководитель проекта Ольга Ребковец.
Кому завершен, а кому ровно то же самое еще надо проделать в обратном направлении…
«Назад ехали примерно так же — по тому же маршруту, со стоянками практически в тех же точках, — рассказывает Дмитрий Радайкин. — Разница в том, что туда — график, пресса, филологические тусовки… Осмотреться толком некогда было. А назад — в свободном режиме, с чувством, с толком, с расстановкой. Сувенирные заявки выполняли. Меня попросили камушек с Байкала привезти самый красивый, а они там все красивые! Набрал ведро — привез… Заодно открыл купальный сезон. Весна в самом разгаре, но Байкал еще во льду весь. Смотрю — полынья, там лебедь плавает. А лед прозрачный… Попросил коллегу сфотать, как будто я собираюсь нырять — туда, к лебедю. Лед подо мной подломился, и я реально нырнул…
Но не это главное. Машины себя показали очень-очень достойно. За 12 тысяч километров туда-обратно не подлил ни литра масла в двигатель, а всю дорогу ехал практически на максимальных оборотах 2800–2900. Расход приятно удивил — при почти постоянной скорости 100 километров в час у меня в среднем получилось около 12 литров солярки на сотню, и это на полноприводном «Соболе»!
Из всех поломок два поврежденных колеса на три автомобиля. И больше абсолютно ничего! Ни мосты, ни шрусы, ни карданы — ничего не застучало, не заскрипело. Машины оказались на редкость выносливы в дальних перегонах.
Очень приятное получилось путешествие — и мир посмотрели, и себя показали. Инициатива очень интересная, вызов — а как наши машинки себя покажут? — тоже интересно. Интересно было посмотреть, как мир изменился за те годы, пока нас тут не было. Меня — десять лет, Саши — двадцать, а Сергей дальше Иркутска в эту сторону вообще никогда не ездил. Очень сильно все изменилось! Красивее все стало — и города, и люди, и дороги. И машинки на них — такие как наши. С удовольствием будем и дальше тотально путешествовать!»
«В этом году заложена важная традиция выборов столицы диктанта. Ее продолжил автопробег, который каждый год будет стартовать из предыдущей столицы в новую, — говорит руководитель «Тотального диктанта» Ольга Ребковец. — Поэтому от друзей и участников проекта будет зависеть, куда мы отправимся в следующем году. Участвуйте в выборах столицы!»