Ульяновский автомобильный завод празднует юбилей. За 70 лет УАЗ выпустил более 4 млн автомобилей более 100 модификаций и экспортировал их в 100 стран мира. По всей стране прокатилась волна акций, посвященных юбилею УАЗ. Один из самых массовых автопробегов состоялся в Новосибирске 8 октября — в нашем регионе ульяновские автомобили особо почитаемы.
Ульяновский автомобильный завод празднует юбилей. За 70 лет УАЗ выпустил более 4 млн автомобилей более 100 модификаций и экспортировал их в 100 стран мира. По всей стране прокатилась волна акций, посвященных юбилею УАЗ. Один из самых массовых автопробегов состоялся в Новосибирске 8 октября — в нашем регионе ульяновские автомобили особо почитаемы.
1941—1945
История Ульяновского автозавода началась в июле 1941 года: исходя из требований военного времени Государственный Комитет Обороны (ГКО) СССР принял решение об эвакуации из Москвы ряда крупнейших предприятий. В том числе Завода имени Сталина. Сборочное производство ЗИС решено было организовать в Ульяновске.
В октябре 1941 года специалисты Московского автомобильного завода вместе с оборудованием прибыли в Ульяновск. Начался процесс становления УльЗИС — филиала №4 ЗИС. Уже к началу 1942 года было налажено производство непрофильной, но крайне важной для фронта продукции — авиационных снарядов. В феврале началась стендовая сборка автомобилей. Первая модель Ульяновского автозавода — ЗИС-5. К маю собрали первые пять машин, в июле с конвейера УльЗИСа сходило уже около 30 автомобилей в сутки. Осенью этого же года был начат выпуск малолитражных двигателей Л3/2.
Ровно два года спустя после начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1943 года, ГКО принимает решение о преобразовании филиальной системы ЗИС и строительстве в Ульяновске самостоятельного автомобильного завода.
Первой собственной моделью Ульяновского автозавода стал 3,5-тонный грузовик УльЗИС-253 с дизельным двигателем. По оценке экспертов, по своим основным характеристикам первенец не уступал знаменитому ленд-лизовскому «студеру» (Studebaker US6).
Всего за годы войны УАЗ поставил на фронт более 7 тыс. автомобилей и 20 тыс. двигателей.
1946—1955
К концу 1944 года производство ЗИС-5 перенесли в Миасс и занялись моделью ГАЗ-АА. Первая полуторка сошла с конвейера 26 октября 1947 года. А полтора года спустя главный конвейер Ульяновского автозавода встретил первый юбилей: 13 марта 1949 года был выпущен 10-тысячный грузовик. Осенью этого же года на ноябрьской демонстрации впервые был продемонстрирован опытный образец однотонного грузовичка под собственным брендом — УАЗ-300. В 1950 году автомобиль успешно испытан, однако до массового производства дело не дошло.
В 1954 году свершилось знаменательное событие, определившее будущее предприятия, — вышестоящим приказом Ульяновскому автозаводу было поручено освоить выпуск ранее производившихся в Горьком легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицепов к ним.
На Ульяновском заводе был создан отдел главного конструктора (ОГК) под руководством И. А. Давыдова. Поначалу занимались адаптированием документации Горьковского автозавода под собственное производство, а затем и разработкой новых автомобилей семейства УАЗ. В конце года с конвейера сошли наладочные партии легендарного ГАЗ-69.
С 1955 года УАЗ официально специализируется на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. Весной УАЗу было поручено оперативно провести цикл опытно-конструкторских работ по созданию нескольких разновидностей автомобилей, в том числе санитарного, грузового, фургона и микроавтобуса.
Была принята новаторская по тем временам компоновка с кабиной над двигателем, которую на автомобилях повышенной проходимости не применяла ни одна фирма в мире. Революционное решение ульяновских инженеров позволило существенно увеличить объем грузового пространства без удлинения автомобиля.
1956—1973
В 1956 году автомобили УАЗ стали производиться на экспорт. Благодаря своей надежности, неприхотливости, доступности и превосходным характеристикам они очень скоро стали популярны на планете/. К концу пятидесятых уазики поставлялись уже в 22 страны мира.
1960 год принес автозаводу славу флагмана отечественного автомобилестроения: группа конструкторов предприятия получила авторское свидетельство на изобретение толкающего штангового конвейера. Ульяновцы опередили своих старших братьев ЗИЛ и ГАЗ. А внедрение новой системы в производство в несколько раз повысило эффективность сборки.
Год спустя было начато серийное производство грузовика с бортовой платформой УАЗ-451Д и фургона УАЗ-451. 12 декабря первые машины сошли с нового конвейера. Модификации этих автомобилей выпускаются на заводе по сей день — очень уж они оказались востребованы.
В 1965 году был выпущен 250-тысячный ГАЗ-69. Ему на смену уже готовили УАЗ-469 — самый знаменитый отечественный внедорожник. В 1966 году на международной выставке сельхозтехники в Москве грузовик УАЗ-452Д был удостоен золотой медали. 20 августа УАЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В январе 1967 года Министерство автомобильной промышленности и Госплан СССР утвердили проектное задание на реконструкцию и расширение завода. Этим заданием предусматривалось увеличить производство автомобилей в 3,5 раза и приступить к выпуску новых моделей. В конце 1971 года руководством Ульяновского автозавода было принято решение заменить на конвейере ГАЗ-69 и ГАЗ-69А на автомобили УАЗ-469 и УАЗ-469Б. Опытная партия культовых внедорожников сошла с конвейера 15 декабря 1972 года.
1974—1999
В 1974 году завод преодолел миллионный рубеж производства. 18 февраля с конвейера сошел юбилейный фургон УАЗ-452. Предприятие поднялось на качественно новый уровень. 16 февраля 1976 года автозавод награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени. А 27 декабря автомобильному двигателю УМЗ-451М присвоен государственный Знак качества. Чуть позже такого же статуса был удостоен и золотой медалист — фургон УАЗ-452.
Застойные для страны восьмидесятые в истории Ульяновского автозавода отмечены двумя важными достижениями: изобретением амфибии УАЗ-3907 «Ягуар», конструкторы которой удостоились правительственных наград, и участием в проекте «Великий шелковый путь», в котором наши внедорожники нисколько не уступали продукции знаменитых европейских брендов.
В 1993 году выпуском УАЗ-31514 ознаменовался переход предприятия на конвейер рыночной экономики: эта модификация автомобиля УАЗ-469 была сориентирована уже не на военные и сельскохозяйственные потребности страны, а на потребителя, давно мечтавшего обзавестись легендарным внедорожником. У уазика появилась металлическая крыша и регулируемые сиденья.
В октябре 1994 года УАЗ получил престижный «Золотой глобус» за выдающийся вклад в развитие экономики своей страны и интеграцию в мировую экономику, за конкурентную и качественную продукцию. А год спустя завод удостоился европейской премии «Золотой меркурий» за солидные объемы продаж.
В 1997 году на предприятии было организовано производство автомобилей малых серий. Первой освоенной здесь моделью стал УАЗ-3153, который отличался от УАЗ-31514 удлиненной базой. Летом с конвейера сошла первая опытная партия УАЗ-3160, который сразу же получил малую золотую медаль международной ярмарки «Европа — Азия — Транзит». Этот автомобиль стал основой для разработки Simbir и УАЗ-3163.
К концу тысячелетия УАЗ выпустил тысячный УАЗ-3160. И начал серийный выпуск новых моделей на базе малотоннажных автомобилей УАЗ-39094 с 5-местной кабиной и металлической платформой. Приступил к сборке автомобилей с дизельным двигателем УАЗ-31604. Кроме того, завод подготовил появление гаммы автомобилей на базе нового грузового шасси, где будут и современный автобус, новый грузовик и новый вариант фермерского автомобиля.
2000—2006
В апреле 2000 года с конвейера сошел первый автомобиль УАЗ-3162. Полтора года спустя на VII Московской промышленной выставке-ярмарке UAZ Simbir награжден золотой медалью. Еще через год Simbir становится одним из победителей Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России». А на VII Российском международном автосалоне УАЗ-23632 признан «Лучшим пикапом MIMS — 2002» и удостоен Гран-при.
В 2003 году уже не только сбыт, но и выпуск автомобилей под брендом UAZ перешагнул границы России — открылось сборочное производство во Вьетнаме. А в конце года головное сборочно-кузовное производство УАЗ прошло сертификационный аудит на соответствие системы менеджмента качества предприятия требованиям международных стандартов ISO 9001 версии 2000 года. Представители немецкой фирмы «TUV Менеджмент Сервис» вручили автозаводу сертификат соответствия. В это же время с конвейера сошел последний УАЗ-31512, ему на смену подготовили UAZ Hunter.
В начале марта 2004 года выпущен первый автомобиль УАЗ-2360 (грузовик на базе 3160). Новичок сразу же отправился в масштабный пробег по России вместе с UAZ Hunter и Simbir. Общая протяженность трассы составила более 5 тыс. км. В крупнейших городах страны по пути следования автопробега устраивались массовые тест-драйвы под девизом «Внедорожный Выходной». Прошла акция и в Новосибирске.
17 августа началось серийное производство внедорожника UAZ Patriot. Модель вобрала в себя все лучшие технические решения, разработкой которых УАЗ занимался на протяжении последних 10 лет. Это новая подвеска, узлы трансмиссии и рулевого управления, удобный салон и современный дизайн. Причем практически все новшества перекочевали в Patriot от известных автопроизводителей (всего в машине применено более 20% импортных комплектующих).
Для производства новинки на заводе была пущена новая сварочная линия, построен новый окрасочный комплекс Eisenmann и модернизирован главный конвейер. Кроме того, была введена новая производственная система, аналогичная применяемой на японских автозаводах, а персонал предприятия прошел курс обучения непосредственно для новой модели.
Год спустя UAZ Patriot предстал на Московском автосалоне. В компании с построенными на его базе пикапами в 2- и 5-местном исполнении. Венчал стенд UAZ концептуальный внедорожник УАЗ-3163М.
2007—2011
2007 год в истории UAZ — год обновлений. В марте началось производство новой модификации UAZ Hunter — версии Classic, в августе стартовало серийное производство UAZ Patriot с кондиционером, улучшенной системой отопления и вентиляции салона, обновленной системой охлаждения двигателя. Через полгода началось серийное производство легких коммерческих автомобилей на базе Patriot. Новая модель получила название UAZ Cargo и выпускается в нескольких модификациях. К концу лета 2008-го флагман бренда Patriot получил дизельный двигатель Iveco. Стартовало серийное производство UAZ Pickup.
Очень насыщенным значимыми событиями выдался предъюбилейный 2010 год. В марте ОАО «УАЗ» выпустил новое поколение легендарного внедорожника 469 на базе UAZ Hunter. В мае с конвейера сошли первые автомобили с двухтопливной системой питания (бензин плюс газ). В августе на стенде Ульяновского автомобильного завода на Московском международном автосалоне дебютировал UAZ Patriot Sport. В сентябре UAZ Sport Division на ралли «Шелковый путь» стала лучшей российской командой на внедорожнике. Беньямин Джепаев на автомобиле UAZ Pickup занял пятое место в общем зачете внедорожников. В ноябре автомобили UAZ Patriot и UAZ Pickup с бензиновым двигателем ЗМЗ успешно прошли сертификацию на соответствие нормам экологического класса «Евро-4» в Италии.
С января 2011 года ОАО «УАЗ» производит антикоррозионную обработку шасси внедорожников семейства Patriot в производственном цикле. И объявляет об увеличении срока гарантии на новые автомобили до трех лет. Подобное решение стало возможным благодаря комплексу мер, направленных на повышение контроля качества на каждом этапе производства. По итогам нововведений с 2007 года уровень рекламационной дефектности автомобилей семейства UAZ Patriot снижен в два раза.
На сегодняшний день линейка модельного ряда УАЗ насчитывает более 10 моделей и около сотни их модификаций, в том числе флагманские модели UAZ Patriot, UAZ Pickup, UAZ Hunter. Дилерская сеть УАЗ по всей России состоит из более 100 официальных дилеров. В юбилейном 2011 году Ульяновский автомобильный завод запланировал выпустить 57 тыс. автомобилей.
Материалы по теме |