100 лет BMW

100 лет BMW

24.06.2016

Бренд BMW празднует 100-летие со дня своего основания. Пожалуй, ни один автомобильный бренд не пережил столько потрясений и перерождений, сколько BMW. Не только пережил, но и вышел победителем из всех исторических коллизий.

Бренд BMW празднует 100-летие со дня своего основания. Это сегодня BMW безоговорочный лидер не только «Большой немецкой тройки», но и всего премиального сегмента в нашем городе, а еще вчера… Это сегодня BMW однозначно ассоциируется с мото- и автостроением, причем в эталонном статусе, а 100 лет назад… Пожалуй, ни один автомобильный бренд не пережил столько потрясений и перерождений, сколько BMW. Не только пережил, но и вышел победителем из всех исторических коллизий.

 

С какого именно момента следует начинать отсчет истории BMW и когда точно он произошел, однозначно утверждать не получится. У нынешних автоисториков на этот счет существует несколько версий, подтвердить или опровергнуть хотя бы половину теорий невозможно: очевидцев событий сейчас найти весьма проблематично.

 

Но сам бренд моментом своего рождения считает внесение имени BMW AG в регистр коммерческих организаций. Произошло это историческое событие 7 марта 1916 года (по версии BMW), и по прошествии 100 лет с этого момента концерн BMW Group провел праздничное мероприятие, посвященное своему вековому юбилею. Сто лет спустя в том самом месте, в котором и было зафиксировано рождение компании: в Мюнхене, на Моозахер штрассе, 66, в новом здании BMW Group Classic. Это было первое мероприятие в плеяде событий, которые происходят и будут происходить в течение всего юбилейного года.

 

Пропеллерные гены

 

Но вернемся к событиям вековой давности. В 1916 году авиастроитель Карл Фридрих Рапп реорганизовал свое предприятие Karl Rapp Motorenwerke GmbH в Bayerische Motoren Werke GmbH (сокращенно — BMW, в переводе — «Баварские моторные заводы»). Причина — грандиозный скандал: именной рапповский завод провалил австрийский заказ на 600 новых авиадвигателей и вынужден был прекратить свое существование. Соорганизатором нового предприятия стал известный самолетостроитель Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания знаменитого Николауса Августа Отто.

 

На первой эмблеме BMW, принятой в 1917 году, был изображен вращающийся пропеллер. В этом же 1917-м во избежание повторения проблем (а они, как принято считать, располагались в плоскости топ-менеджмента) предприятие возглавил Франц Йозеф Попп, а Рапп разжаловался в простые инженеры и покинул им же созданный бренд. Но BMW при этом приступил к процветанию — Первая мировая, становление военной авиации… Процветанию, правда, недолгому: Германия проиграла войну, и мировое сообщество Версальским договором запретило ей производить авиадвигатели. Проблемы таки повторились?

 

Но авиационный ген BMW оказался сильнее запретов. В 1919 году оборудованный двигателем BMW самолет, управляемый пилотом Францом Димером, установил мировой рекорд высоты полета — 9 760 м. Помимо этого, по некоторым данным, компания заключила секретный договор с СССР на поставку ему авиадвигателей, и советские самолеты также отличились рекордами. Таким образом Советский Союз помог BMW остаться в живых…

 

Мото ресурс

 

Но это неофициальная информация. А официально BMW осваивает производство мотоциклетных двигателей. И уже в 1923 году налаживает полный цикл производства мотоциклов. Первенец — BMW R32 — был построен вокруг инновационного оппозитного мотора. Впоследствии этот тип двигателя не только стал визитной карточкой компании, но и значительно повлиял на отрасль в целом.

 

Логотип тоже поменяли: пропеллер стилизовали до неузнаваемости — круг разделили на четыре сегмента, серебристо-белые сектора внутри черного ободка стали чередоваться с небесно-голубыми. Кстати, белый и синий — традиционные баварские цвета.

 

Авто портрет

 

В 1928 году BMW становится и автомобилестроительной компанией — производит лицензионные автомобили британской марки Austin. Первые 100 «Остинов» выпустили с правым рулем, но после покупки заводов в Айзенахе BMW осваивает нормальное для Германии расположение руля. И начинает производство малолитражки Dixi (Austin 7). 16 ноября 1928 года торговая марка Dixi была заменена на BMW.

 

На 1 апреля 1932 года была намечена премьера первого «настоящего BMW», который впоследствии заслужил признание автомобильной прессы и стал отправной точкой для выпуска машины собственной конструкции. Это же авто при полученном со стороны и хорошо продуманном кузове представляло собой совмещение новых идей и разработок с уже хорошо известными и применявшимися на моделях Dixi. Мощность мотора составляла 20 л.с., которых вполне хватало, чтобы ездить со скоростью 80 км/ч. Очень удачной разработкой была 4-ступенчатая коробка передач.

 

В 1933 году начат выпуск модели 303 — первого автомобиля BMW с 6-цилиндровым двигателем. Его появление стало настоящей сенсацией. Эта рядная «шестерка» с рабочим объемом 1,2 л позволяла машине передвигаться со скоростью 90 км/ч и стала основой для многих последующих спортивных проектов бренда. Более того, она была применена на новой модели 303, ставшей в истории компании первой, на которой была установлена решетка радиатора с фирменным дизайном, выражавшимся в наличии двух вытянутых овалов.

 

За два года производства BMW 303 компании удалось продать 2 300 таких машин, за которыми, кстати, позже последовали их собратья, отличавшиеся более мощными моторами и другими цифровыми обозначениями: 309 и 315. Собственно, они и стали первыми образцами для логического развития системы обозначения моделей бренда: цифра «3» обозначала серию, а 0.9 и 1.5 — рабочий объем двигателей. Появившаяся тогда система обозначений успешно существует и по сей день.

 

И, наконец, знаменитый спорткар BMW 328. Первый публичный показ новой модели произошел на гоночной трассе Нюрбургринг в июне 1936 года. Успех спорткара заключался в его инженерном совершенстве: тщательно оптимизированный по массе кузов, безупречная развесовка по осям, аэродинамическая форма кузова, идеальный по тем временам двигатель и безупречное поведение на дороге благодаря прецизионно настроенному шасси. Этот автомобиль считается первым в популярной сегодня линейке CSL. В 1999 году он вошел в топ-25 финалистов международного конкурса «Автомобиль века».

 

Спирали истории

 

И все бы хорошо, но тут случилась Вторая мировая война… Концерну она приносит запрет на продажу автомобилей частным лицам и возвращает BMW к производству авиационных двигателей. BMW впервые в мире осваивает производство реактивных двигателей, занимается разработкой ракетных силовых установок… Но Вторая мировая тоже закончилась. И тоже, к счастью, не победой Германии. И снова большими, очень большими проблемами для BMW…

 

Мало того что опять образовался запрет на производство авиадвигателей, так еще и владения концерна оказались в разных зонах оккупационного влияния с различными взглядами на дальнейшую судьбу BMW. Так, мюнхенский завод Milbertshofen, согласно решению американских оккупационных сил, подлежал сносу — компании запретили производство больших и комфортабельных (то есть конкурентных американскому автопрому) машин и мотоциклов.

 

Ну, сейчас-то мы уже знаем, что это не «BMW капут», но тогда, в 1945-м… Так как же компании удалось выжить в этой безысходной ситуации? А ведь опять, как и после Первой мировой, благодаря Советскому Союзу!  Заокеанским союзничкам Германии окончательно не удалось удушить BMW только потому, что один из автозаводов — тот самый, колыбельный, в Айзенахе, — оказался в зоне влияния СССР. Оборудование оттуда частично было вывезено в Советский Союз в качестве репатриаций, а то, что осталось, было задействовано для выпуска моделей BMW, которые также отправлялись в СССР. Единственным отличием «социалистического» BMW стало использование в логотипе красного цвета вместо синего.

 

Красный бумер

 

Сразу после окончания Второй мировой войны советская военная администрация Германии создала несколько акционерных обществ, одним из которых стало «Автовело». В его состав вошли бывший автомобильный завод BMW в Айзенахе и Научно-техническое бюро автомобилестроения. Уже в 1945 году там возобновили производство довоенной модели BMW 321 с 2-дверным кузовом, которая отличалась от оригинальной предвоенной машины с тем же индексом иными бамперами и более плоскими банками фар.

 

Затем коллективу конструкторов завода было предписано разработать новую машину. Модель назвали BMW 340. Она базировалась на шасси довоенной BMW 326 и имела принципиально новый обтекаемый кузов. Выпуск новинки начался в 1949 году. В СССР автомобиль, как и его предшественник, поступал по программе репатриации. Поставки шли до 1952 года, когда «Автовело» по решению правительства СССР перешло в собственность ГДР.

 

Кроме обычных городских автомобилей компания «Автовело» выпускала два варианта спортивных машин — BMW 327-2 кабриолет и BMW 327-3 купе, которые отличались от своих предвоенных аналогов иной формой бамперов и отсутствием колес с центральным креплением. В то время как модель BMW-321 увидела свет в количестве 8 906 штук, 4-дверных 340-х за это время собрали 21 249 штук. Кстати, некоторые экземпляры этого автомобиля, отличавшегося, по свидетельству современников, особой прочностью и надежностью, служили своим хозяевам до 80-х годов. Интересно, что на основе серии 340 были построены 2-дверные универсалы, а также санитарные и похоронные автомобили.

 

Таким образом, благодаря нашей стране автомобильная история бренда BMW, как ни старались англосаксы, не оборвалась. Впрочем, историю сейчас модно переписывать. Есть и альтернативная версия.

 

Перепись для населения

 

Оказывается, все было как раз наоборот: это не союзнички в прах разбомбили мюнхенский автозавод BMW, а «сталинские соколы» отобрали и разрушили колыбель BMW в Айзенахе. Но персоналу компании удалось спасти BMW за счет выпуска хозтоваров и велосипедов на двух переживших американскую бомбежку заводиках. В результате чего благородные американские оккупанты смилостивились, отменили свое решение о стирании бренда BMW с лица земли и разрешили немцам производство мотоциклов. Но только с объемом двигателя до 250 «кубиков»… Несомненно, именно поэтому история BMW и продолжилась.

 

Так в 1948 году мотоцикл R24 из Мюнхена стал первым послевоенным изделием BMW. В отличие от своего предшественника это изделие имело 1-цилиндровый двигатель рабочим объемом всего 247 куб. см, гораздо более низкую цену и, как следствие, было гораздо более доступно и пользовалось большим спросом у нуждающихся в средствах передвижения немцев. К 1951 году компания BMW производила более 18 тысяч этих мотоциклов в год, что приносило прибыль и позволило разрабатывать новую модель — R51 уже с 2-цилиндровым оппозитным двигателем.

 

Первый послевоенный автомобиль начинает производиться осенью 1952 года. Работы по его конструированию начались еще до войны. Это была модель 501 с рядным 6-цилиндровым мотором объемом 2 л и мощностью 65 л.с. Кроме того, 501-й подарил автомобильному миру некоторые новшества, среди которых гнутые стекла, а также облегченные детали из легких сплавов. Модель не принесла фирме хорошей прибыли на родине и плохо раскупалась за рубежом. Компания медленно приближалась к финансовой пропасти.

 

Тогда баварский автопроизводитель решил сконцентрироваться на выпуске массовых авто. Первой из таких стала модель Isetta: автомобиль особо малого класса с дверью, которая открывалась в передней части кузова. Это был очень дешевый полуавтомобиль-полумотоцикл, созданный для перемещения на небольшие расстояния. Машина комплектовалась 1-цилиндровым двигателем объемом 0,3 л и мощностью 13 л.с. Силовая установка позволяла ей разгоняться до 80 км/ч. В некоторых странах им можно было управлять, обладая только мотоциклетными правами.

 

Однако и массовый подход лишь отодвинул, но не предотвратил крах компании. В 1959 году BMW снова на грани банкротства. Роскошные седаны не приносили достаточных денежных вливаний, как и мотоциклы. Оправившиеся после войны покупатели больше не желали слышать об Isetta, а финансовое положение было настолько плачевным, что 9 декабря на собрании акционеров встал вопрос о продаже компании заклятым друзьям из Daimler-Benz. Последней надеждой был выпуск автомобиля BMW 700 с кузовом итальянской фирмы Michelotti…

 

Эпоха процветания

 

BMW 700 принимался публикой на ура. За все время изготовления продан 188 221 экземпляр модели. Выручку направили на разработку новой модели — BMW 1500, первого автомобиля семейства Neue Klasse, основателя сегмента семейных спортивных седанов. Дебют спасителя бренда состоялся на Франкфуртском автосалоне 1961 года. Спрос на модель был настолько ошеломительным, что баварский автопроизводитель для его удовлетворения открывал новые заводы. С этого момента и начинается эпоха безоговорочного автомобильного успеха компании BMW. Единственная война, в которую был втянут бренд с тех пор, — это конкурентная, и эту войну BMW не проигрывает.

 

В 1962 году выходит BMW 3200 CS, кузов которой разрабатывался фирмой Bertone. Через три года впервые появляется купе с автоматической трансмиссией.— BMW 2000 CS, а в 1968 году модель 2800 CS впервые преодолевает рубеж 200 км/ч. В 70-х годах появляются «серийные» автомобили: 3-й, 5-й, 6-й и 7-й серии. С выпуском 5-й серии марка перестала ориентироваться только на нишу спортивных автомобилей и стала развивать направление комфортабельных седанов.

 

Дальнейшая история компании — это история неуклонного роста и оригинальных технических решений. Среди них можно отметить: антиблокировочную тормозную систему, электронное управление двигателем, введение турботехнологий в автомобилестроение...

 

В 1980 году компания представила совершенно новый тип мотоцикла: R 80 G/S. В то время это был первый и единственный в своем роде внедорожный мотоцикл с большим двигателем, который также обладал управляемостью и ходовыми качествами дорожного мотоцикла. Именно R 80 G/S стал основателем одного из самого популярных сегодня сегментов мотоциклов — туристических эндуро.

 

1983-й — год победы BMW на гонках Формулы-1. В 1990-м, году воссоединения двух Германий, BMW возвращается к производству авиадвигателей, и первым в ряду оказывается двигатель BR-700. Кроме того, компания активно сотрудничает с другими автопроизводителями. В 1994 году покупается промышленная группа Rover. Неудачное приобретение. Зато в 2001 и 2003 годах концерн BMW возродил славу британских марок MINI и Rolls-Royce.

 

В 1995 году состоялась презентация легендарного BMW Z8. Автомобиль становится звездой кинематографа и снимается в фильме о Джеймсе Бонде «И целого мира мало». В бондиане отметились также BMW Z3 (в серии «Золотой глаз») и BMW 750iL («Завтра не умрет никогда»).

 

В 1999 году на Детройтском автосалоне проходит презентация культового внедорожника BMW X5 — первого автомобиля класса SAV (Sports Activity Vehicle). В 2013 BMW вступает в электроэру: появившийся на рынке под лозунгом «Рожденные электрическим» BMW i3, основанный на инновационной архитектуре кузова, конструктивно разительно отличался от всего, что существовало прежде.

 

Следующие 100 лет

 

Сегодня бренд BMW с уверенностью смотрит в будущее и смело прогнозирует следующее столетие своего развития. Концерн BMW Group создал целую серию концептуальных автомобилей Vision, которые предсказывают наши потребности в транспорте завтрашнего дня.

 

На стартовом мероприятии юбилейного года состоялась премьера концепт-кара BMW Vision Next 100. После чего концепт отправится в символическое турне BMW Group World Tour с остановками в Китае, Великобритании и США.

 

В настоящее время тур находится в Лондоне — к главному шоу-стопперу BMW Vision присоединились концептуальные автомобили MINI и Rolls-Royce Vision. А в Лос-Анджелесе, куда турне прибудет 11 октября, состоится мировой дебют концептуального мотоцикла BMW Motorrad Vision.

 

В Мюнхене открыта постоянно действующая экспозиция Future Experience в «Двойном конусе» BMW Welt. Кроме того, действует временная экспозиция основных вех в истории компании: «100 шедевров» в музее BMW.

 

А с 9 по 11 сентября 2016 года в Мюнхене состоится Фестиваль BMW «Следующие 100 лет». Он пройдет на территории олимпийского парка, включая стадион, холл и зону Parkharfe. Кроме того, зона проведения фестиваля будет дополнена территориями музея BMW, комплекса BMW Welt, а также легендарного здания штаб-квартиры BMW, выполненного в виде четырех цилиндров. Все мероприятия будут проходить по вечерам.

 

Юбилейный год BMW обещает быть очень насыщенным. А следующее столетие в истории бренда — не менее интересным, чем предыдущее.

Материалы по теме

  • BMW xPerience в Новосибирске
  • BMW X6 испытание зимой
  • Осенний тест-драйв BMW
  • BMW 3 серии
  • BMW 530d