По итогам 2011 года Chevrolet в пятый раз подряд подтвердил статус лидера российского рынка среди иностранных автопроизводителей. Концерн General Motors, составной частью которого является Chevrolet, вновь оказался на вершине мирового рейтинга.
По итогам 2011 года Chevrolet в пятый раз подряд подтвердил статус лидера российского рынка среди иностранных автопроизводителей. Концерн General Motors, составной частью которого является Chevrolet, вновь оказался на вершине мирового рейтинга. И если о позициях Chevrolet говорится достаточно много, успехи GM особо не афишируются. Может быть, для сильнейшей автокорпорации планеты это не так уж и важно? И гонка за лаврами лидера продаж не является значимой стратегической задачей американского концерна?
Могут ли стать ответом на эти вопросы промежуточные результаты нынешнего года? (За первые шесть месяцев сезона итоги продаж Chevrolet в России уже не на первой иномарочной строке рейтинга Комитета автопроизводителей АЕБ. А General Motors пока на второй позиции среди лидеров мирового автопрома.) Могут. Но лучше уточнить у первого лица российской ветви Chevrolet. Тем более что благодаря официальному представителю GM в нашем регионе — компании «Сибтрансавто-Новосибирск» у корреспондента издания «АВТОСОЮЗ» появилась возможность задать эти вопросы непосредственно генеральному директору ООО «Дженерал Моторз ДАТ СНГ» Александру Мойнову.
— Александр Степанович, складывается впечатление, что для General Motors не имеет особого значения, какую строчку корпорация и ее подразделения занимают во всяческих рейтингах. Гонка за первое место в продажах не является для вас приоритетным направлением деятельности?
— Абсолютно верно, эта гонка не является приоритетом. Это было сказано на самом высоком уровне GM, когда в начале года вставал вопрос о том, будет ли General Motors стремиться остаться на первой позиции любой ценой. Ответ был — нет. Любой ценой — нет. Приоритетным направлением деятельности корпорации является финансовая составляющая бизнеса. Мы должны развиваться прибыльно, иначе не сможем оставаться на рынке долгое время и рано или поздно нам будет очень плохо. И если в рамках вот этой прибыльной работы мы сможем еще продать столько машин, что вновь станем номером один в мире либо в какой-то отдельной стране — это будет таким приятным бонусом, добавит нам немножко теплых эмоций. Но лидерство в продажах абсолютно не является самоцелью.
Тот факт, что в прошлом году по итогам работы GM снова вышел на первое место, всех нас обрадовал, но никто абсолютно не ставил такой задачи — вывести GM опять на лидирующую позицию в мире. В прошлом году GM продал почти 9 миллионов автомобилей — 8 миллионов 900 тысяч, если быть точнее, это большой результат. У наших друзей-конкурентов были некоторые сложности в прошлом году: японские события и стихийные бедствия, плюс нестабильная европейская ситуация. Так получилось, что нам удалось выйти на первое место. Это всех нас порадовало.
— Это то, что касается в общем мировой стратегии General Motors. А как насчет Chevrolet в России в частности?
— Тот факт, что Chevrolet в России остается лидером уже пять лет, тоже нас радует, не могу не скрывать своего удовлетворения по этому поводу. Но и в прошлом году все, по-моему, чуть ли не до конца второго квартала говорили, что нет, Chevrolet снова первым не будет в пятый раз подряд, но мы стали.
И до этого, в 2010 году, до сентября никто не верил, что мы снова останемся на первом месте. Так что посмотрим, год еще не закончился. Chevrolet по итогам семи месяцев этого года снова иностранный автопроизводитель номер один в России, хотя полгода уступал Renault.
У нас первый квартал был довольно тихим: мы обновляем модельный ряд, и тех моделей, которые мы традиционно продавали в больших количествах, — Chevrolet Aveo, Chevrolet Captiva, — у нас их просто не было. Сейчас эти автомобили поступают в сеть уже в гораздо больших объемах, наши продажи растут. По итогам года посмотрим, посчитаем. У нас, на мой взгляд, есть все шансы остаться на первом месте. Если мы выполним все свои планы, мы покажем результат, превышающий 200 тысяч автомобилей в год. По моим данным, я не помню кого-либо, кто в этом году замахивался на подобные цифры, все говорят о 160—180 тысячах. Цифру 200 не называл пока еще никто.
Но сейчас сложно предугадать, что следующий месяц нам готовит. Этого никто до конца не знает: рынок у нас сложный и непредсказуемый. Все мы верим в рост рынка, но если вы проследите за цифрами, он немножко замедляется. Это опять же трудно анализировать в полной мере — является ли это снижением спроса, либо просто сравнением себя с более низкой базой в начале прошлого года. А где-то с апреля прошлого года рынок тоже поднялся до достаточных показателей, и, естественно, сравнение с месяцами хороших продаж 2011 года будет показывать меньший рост. Посмотрим.
— Как вы считаете, за счет чего растет рынок?
— У меня нет четкого ответа на этот вопрос. Если говорить о повышении платежеспособности населения, росте зарплат — они, конечно, растут, но не настолько, чтобы этот рост давал возможность пойти и сразу купить автомобиль.
Рост рынка в прошлом году можно было связывать с отложенным спросом 2010 года. К тому же прошлый год очень сильно был стимулирован правительственными мерами по поддержке автопроизводителей. Например, Cruze был очень востребован в рамках программы поддержки кредитования.
В этом году этих механизмов нет. В этом году рост идет за счет продаж новых моделей, появившихся в производстве, и, я думаю, большая часть спроса вызвана тем, что банки стали более покладистыми и количество автомобилей, продаваемых в кредит, увеличивается. Видимая доля, которую мы можем отследить, у нас порядка 30 процентов, в среднем по индустрии чуть-чуть больше. На мой взгляд, это основной двигатель рынка на сегодня.
Плюс обновление личных автопарков. 2008 год был пиковым для нашего рынка, и сейчас машины, проданные в те времена, подходят к трем-четырем годам эксплуатации, и люди меняют автомобили. В 2008 году рынок был порядка 3 миллионов, половина из тех, кто купил тогда автомобили, решит их поменять — вот вам еще 1,5 миллиона покупателей в этом году.
Автомобильный рынок Росси в настоящее время один из немногих, показывающих положительную динамику. А в России один из самых динамично прирастающих автомобильными продажами регионов — это Сибирь. Безусловно, Сибирь для марки Chevrolet очень интересна. На мой взгляд, здесь мы еще увидим достаточно активный рост продаж новых автомобилей, просто потому, что есть база для этого. Правый руль в Сибири еще весьма популярен. Я думаю, что рынок новых автомобилей у вас будет увеличиваться за счет вот этого сегмента, который на сегодняшний день ездит на автомобилях с правым рулем. Я прекрасно понимаю, что с повышением уровня жизни люди все-таки захотят ездить на новых автомобилях. Это необратимый процесс.
— Стоит ожидать появление еще одного дилера Chevrolet в Новосибирске?
— Чем больше планы по развитию продаж, тем больше потребность в точках продаж. Последние полтора года мы не очень сильно развиваем дилерскую сеть, поскольку уже имеющегося количества дилеров достаточно для реализации того количества автомобилей, которое мы планировали на 2010—2012 годы.
В 2016 году с появлением новых автомобилей в нашем портфолио мы планируем еще больше увеличить продажи, и развивать дилерскую сеть мы обязательно будем. Но мы это хотим делать, сохраняя достаточный объем в среднем на дилерскую точку. Мы не хотим развивать дилеров, продающих очень мало автомобилей. С какого-то момента сеть будет расти, сейчас я вам точно не скажу, сколько будет новых дилеров в России — 200—250, но в какой-то момент численный рост остановится, и тогда уже изменения в сети будут связаны исключительно с заменой дилеров. Те, кто неэффективно работает, должны будут освобождать места для тех, кто, возможно, будет работать лучше.
За этот год мы несколько дилеров заменили, подписали несколько дилерских контрактов, но это число не превышает десятка по всей стране. По количеству дилерских центров мы находимся практически на том же уровне, на котором были в 2010 году.
— Как с увеличением количества дилерских центров будут распределяться региональные квоты на самые востребованные модели?
— У Chevrolet жесткого квотирования нет. У каждого дилера есть план на год, который он обсуждает с нами, этот план помодельный. И мы взаимно выполняем свои обязательства в рамках этого плана. Есть возможность корректировать план в течение года, уменьшать или увеличивать в зависимости от конкретной ситуации.
Естественно, одни модели более ликвидны, другие менее. И любой дилер всегда будет говорить, что ему не хватает именно самых востребованных на его рынке автомобилей. Это абсолютно нормальный процесс, когда рынок тебя за собой тянет. Надо просто на этой волне катиться.
С менее ликвидными моделями дилерам приходится работать больше, приходится проводить маркетинговые мероприятия, повышать удовлетворенность клиентов.
Нет ни одного производителя, у которого были бы только востребованные автомобили. Причем в разных регионах картина спроса различна. То, что легко продается в Америке, с трудом покупается в России. Что пользуется ажиотажным спросом в Европе, вызывает иронию за океаном…
И у General Motors, у Chevrolet получается учитывать эти региональные особенности — в глобальном плане у нас неликвидных моделей нет. Отсюда и наши высокие позиции в рейтингах продаж, мировых и локальных.
Пока мы удовлетворены тем, как идут продажи. Мы на сегодняшний день находимся в первой пятерке автопроизводителей. И чувствуем себя там достаточно уверенно. Не списываем себя со счетов в борьбе за первое место. Но это не самоцель, это, мы надеемся, придет само, как закономерный эффект от нашей основной работы.