Toyota — самый почитаемый в среде новосибирских автовладельцев бренд. Соответственно, и самый желаемый для региональных авторетейлеров. Открытия второго дилерского центра Toyota в столице Сибири ждали давно, за него упорно боролись ведущие представители регионального автобизнеса. Победителем в напряженном конкурсном отборе стала группа компаний «Автомир». В канун нынешнего, 2015 года левобережный дилерский центр Toyota приступил к работе. С директором предприятия Дмитрием Канаевым встретился корреспондент издания «АВТОСОЮЗ».
Toyota — самый почитаемый в среде новосибирских автовладельцев бренд. Соответственно, и самый желаемый для региональных авторетейлеров. Открытия второго дилерского центра Toyota в столице Сибири ждали давно, за него упорно боролись ведущие представители регионального автобизнеса. Победителем в напряженном конкурсном отборе стала группа компаний «Автомир». В канун нынешнего, 2015 года левобережный дилерский центр Toyota приступил к работе. С директором предприятия Дмитрием Канаевым встретился корреспондент издания «АВТОСОЮЗ».
— Дмитрий Викторович, разрешите поздравить вас с весомой победой и пожелать неизбежных успехов: связка Toyota — «Автомир» в Новосибирске — это, безусловно, самое сильное звено регионального автобизнеса, во многом определяющее его развитие. Первый вопрос: поясните, пожалуйста, нашим читателям, что в терминологии Toyota означает статус «уполномоченный партнер», который и присвоен компании «Автомир 32», и чем он отличается от статуса «официальный дилер».
— Компания «Автомир 32» на сегодняшний день работает в статусе «уполномоченный партнер Toyota». Это официальный статус, и по корпоративным стандартам представляемого нами бренда от дилерского статуса он отличается лишь отсутствием постоянного полнофункционального автономного дилерского центра, строго соответствующего всем требованиям производителя. Очень жестким требованиям.
И по правилам Toyota статус дилера присваивается официальному партнеру в момент открытия такого автоцентра. Практически любая компания, получившая право представлять бренд номер один мирового автопрома на любом региональном рынке, начинает свою деятельность по бренду с временного автоцентра именно в партнерском статусе — по сути, тоже временном. С переездом в постоянный дилерский центр и статус уполномоченной компании меняется на постоянный.
Мы в строгом соответствии с подписанными договоренностями движемся в этом направлении.
— Открытие второй официальной точки продаж Toyota в Новосибирске — это потребность рынка или амбиции дистрибьютора?
— Это необходимость. Во-первых, это произошло в соответствии со стратегическими планами развития дилерской сети «Тойота Мотор Рус»: в Новосибирске к 2015 году должен был появиться второй дилер. Во-вторых, рыночная ситуация подталкивала дистрибьютора к скорейшей реализации планов: доля рынка Toyota в общих объемах продаж новых автомобилей в нашем городе, по мнению дистрибьютора, могла бы быть значительно выше. В Новосибирске, при всей лояльности местных автовладельцев к бренду Toyota, эта доля в 2014 году упала до 5 процентов — это в два раза ниже, чем в среднем по Сибири; в три раза меньше, чем, например, в соседнем Новокузнецке.
В связи с чем и было принято решение о немедленном открытии второго дилерского центра в Новосибирске. Причем, после того как мы выиграли тендер, нас попросили сделать это в ускоренном режиме.
— Когда планируете открытие постоянного дилерского центра? При нынешней ситуации на авторынке реализация строительных программ вполне может оказаться под угрозой срыва…
— Переезд в постоянный дилерский центр запланирован на конец ноября — начало декабря. 1 декабря мы планируем произвести техническое открытие, в середине декабря — торжественное. Может быть, даже чуть раньше — на сегодняшний день мы идем с опережением графика, подрядчики работают очень оперативно, качественно, без претензий с нашей стороны.
Располагаться наш дилерский центр будет на улице Станционная — напротив Экспоцентра. Пассажиры аэропорта Толмачево, посетители мероприятий Экспоцентра уже могут наблюдать построенное, застекленное здание, в котором начинаются отделочные работы.
Общая площадь автокомплекса 5,5 тысячи квадратных метров, включая шоу-рум, кузовной цех, слесарный цех — все, что предусмотрено стандартами Toyota для полнофункционального современного дилерского центра ведущего мирового автопроизводителя.
— А ваш нынешний временный центр на выезде с Димитровского моста чем не соответствует стандартам Toyota?
— Всем соответствует, иначе нам бы не разрешили его открыть. Но соответствует он стандартам для «временного решения» дилерского центра. Он также полнофункциональный, со всей необходимой инфраструктурой и отличается от «постоянного решения» лишь площадью и соседством с другими автобрендами: наш торгово-сервисный комплекс на проезде Энергетиков мультибрендовый, а это не приветствуется.
А так все в порядке: заметный автосалон в «раскрученном» для автопродаж месте, в хорошей транспортной доступности, под уважаемым в Новосибирске именем «Автомир».
Шоу-рум нынешнего центра 450 квадратных метров, в сервисной зоне оборудовано семь постов. Весь персонал обучен, сертифицирован. Это касается и механиков, и инженеров — всех технических специалистов. И специалистов отдела продаж.
— Как вы оцениваете ваш сегодняшний сервис? Приходилось сталкиваться с таким мнением: «Наконец-то в Новосибирске появился достойный сервисный центр по обслуживанию автомобилей Toyota».
— Наш сервисный центр оборудован всем самым современным оборудованием, которое рекомендует для своих клиентов самый именитый автопроизводитель Toyota. Как уже говорилось, все специалисты прошли соответствующую подготовку и сертификацию. Это и наши собственные кадры, и опытные профессионалы, привлеченные из других дилерских центров, из других регионов.
Сервисный центр функционирует, его загрузка растет. И работа в этом направлении предвидится очень интересная и напряженная. С одной стороны, автомобиль Toyota очень надежен, практически не ломается на протяжении долгих лет эксплуатации и в каких-то серьезных сервисных подходах не нуждается — на уровне планового поддержания работоспособности, и не более того.
Но, с другой стороны, как показывает статистика ГИБДД, новосибирский автопарк Toyota наполовину, а то и больше, состоит из новых автомобилей, приобретенных не в нашем регионе. Соответственно, владельцы этих автомобилей, как правило, не проходят регулярное техобслуживание в новосибирском официальном сервисе, не обращаются к новосибирскому дилеру для решения пусть даже мелких ремонтных проблем. Вспоминают о дилере лишь в случае возникновения каких-то серьезных гарантийных случаев, а так как случаев таких ничтожное количество, то, можно сказать, практически не обращаются.
Есть еще и третья сторона вопроса: в нашем городе очень развит альтернативный сервис японских автомобилей. Марка Toyota — это народная марка в Сибири. Супернадежные, неубиваемые автомобили, очень неприхотливые и ремонтопригодные, с запчастями или пародиями на оригинальные запчасти Toyota в Новосибирске проблем нет. В результате практически любой гаражный спец заявляет себя профи в области тойотаремонта и вводит в заблуждение тойотавладельцев. А то, что качество такого ремонта может оказаться невысоким, не всегда сразу проявляется. Мы с этим столкнулись, мы это видим. Есть, конечно, и вполне приличные СТО, но это скорее исключение, чем правило.
Плюс к тому сервисное обслуживание автомобиля — очень конфликтная среда: проявления не всегда обоснованного недовольства в адрес любого мастера всегда были, есть и будут. А если эти недовольства проявились в официальном сервисе — рождается недоверие к дилерскому сервису.
Отсюда вытекают и стоящие перед нами задачи: безупречным качеством работ и компетентностью специалистов вернуть доверие новосибирских автовладельцев к дилерскому сервису Toyota. Своей репутацией и проводимыми акциями обратить на нас внимание тех автовладельцев, которые обслуживаются не в Новосибирске. Ну и, разумеется, поддержать лояльность и развивать взаимоотношения с уже нашими собственными клиентами — покупателями нашего дилерского центра. Мы уделяем очень большое внимание клиентоориентированности, пытаемся максимально соответствовать стандартам качества Toyota, стараемся соответствовать понятию идеального сервиса. Мы делаем все возможное для того, чтобы нашим клиентам было комфортно.
— А как быть с гарантией на автомобили тех клиентов, которые игнорировали дилерский сервис и не проходили плановые ТО? Они ведь лишаются гарантии?
— У нас — нет. Мы принимаем всех без исключения, мы ремонтируем и устраняем все гарантийные неисправности и недостатки вне зависимости от того, пользовались ли до этого наши клиенты официальным сервисом, ездили ли на регулярное ТО, заполнена ли у них сервисная книжка. Любой гарантийный автомобиль починим и обслужим, даже если он по каким-то причинам ни разу не был ни на одном ТО ни в одном дилерском центре. То есть мы решили провести своеобразную «гарантийную амнистию» и закрыть глаза на историю обслуживания автомобиля — приезжайте к нам, проблем не будет.
Дилерский сервис по самой своей сути эффективнее любого альтернативного: диагностические программы в реальном времени обновляются, методы ремонта совершенствуются, инструментарий модернизируется, новейшие технологии внедряются незамедлительно. В конце концов, продиагностировать свой автомобиль на предмет поиска приближающихся неисправностей никогда и никому не помешает. Тем более если это доступно — мы очень активно работаем в этом направлении, у нас масса акций, льготных, суперльготных, бонусных и даже бесплатных сервисных предложений. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приехали, посмотрели на наши возможности, познакомились с сервисом, убедились в том, что мы можем претендовать на звание идеального центра.
Toyota очень надежный автомобиль, но для того, чтобы он служил максимально долго, за ним надо должным образом ухаживать.
— К вопросу о надежности и качестве. В последние годы Toyota оказалась среди лидеров отзывных кампаний. По количеству таких кампаний и отзываемых автомобилей конкурирует только с General Motors. Автомобилей с подозрением на ту или иную неисправность отзывается больше, чем производится. Не ставит ли это под сомнение вопрос качества?
— Вы очень правильно сказали: «с подозрением на неисправность», но не с проявившейся неисправностью. О том, что происходило раньше, судить не берусь — мы только-только включились в эту работу, но о первых результатах нашей деятельности в этом направлении говорить уже можно. Так, например, первая отзывная кампания бренда, в которой мы приняли непосредственное участие в качестве официального партнера, касалась Highlander. Из 11 осмотренных автомобилей только у одного подтвердилось подозрение на неисправность.
То есть когда производитель открыто говорит о той или иной возможной неисправности и лишний раз пытается проверить автомобиль клиента модели, на которую пало подозрение, и при этом, кстати, не за счет клиента, то разве это плохо? Разве это говорит о ненадежности? Скорее, наоборот — о стремлении производителя максимально оградить клиента от всевозможных проблем и сохранить заложенный в машину потенциал.
Отзывная кампания — это подстраховка. И это техническая норма, которая действует в сложных технических сферах — и в космонавтике, и в авиации, и в судоходстве. Обнаружена трещина на какой-то гайке какого-то конкретного самолета — тут же выходит распоряжение по осмотру этих гаек у всех самолетов данного типа во избежание возможных неприятностей. И почему бы эту очень полезную норму не применять и к автомобилям? Применяют-то далеко не все, но Toyota не стесняется это делать.
— Как вы оцениваете итоги первого полугодия своей работы по бренду Toyota? Каковы результаты?
— 20 декабря мы выдали нашему первому клиенту первый автомобиль. На этот момент, на конец 2014 года, доля рынка бренда в Новосибирске была 5,6 процента, в региональном рейтинге продаж Toyota занимала шестое место.
Через три месяца после начала нашей деятельности Toyota в Новосибирске по объему продаж новых автомобилей поднялась на третье место. Доля рынка увеличилась до 10 процентов. Это, заметьте, включая и отечественные бренды, испокон веков лидировавшие на нашем рынке.
Статистика показывает, что при открытии в регионе второго дилерского центра в нормальной рыночной ситуации объем продаж автомобилей бренда в течение года, как правило, вырастает на 50 процентов. У нас за три месяца получилось почти 100 процентов... А по результатам первого полугодия нынешнего сезона ожидаем и еще более высокие результаты. Понятно, что рыночная ситуация далека от стандартной, но тем не менее.
Я считаю, что рыночная доля увеличилась на нерасчетную величину в том числе и в связи с состоянием рынка. Сказалась и разумная ценовая политика бренда. В декабре Toyota подняла цены на 30 процентов, при том что рубль подешевел куда сильнее этих 30 процентов. Начиная с мая произошло существенное понижение цены на основополагающие модели Toyota: на RAV4 в среднем на 15 процентов (в зависимости от комплектации), на Camry — на 10 процентов. Объявлены большие скидки на джиповую группу — действуют акции на Land Cruiser 150 и 200 по 200 тысяч рублей.
То есть цены почти вернулись на прошлогодний уровень, при том что рубль этого делать, судя по всему, не собирается. Если рубль в дальнейшем сильно не изменится, эти цены зафиксируются на продолжительный период. И объемы продаж автомобилей бренда будут иметь тенденцию к росту.
— Как поведет себя доля рынка Toyota в Новосибирске с открытием постоянного дилерского центра?
— Я не сомневаюсь, что открытие нового дилерского центра безусловно положительно повлияет на нашу долю рынка. К тому времени мы уже приобретем известность, завоюем доверие новосибирских автомобилистов, сформируем позитивный имидж. А на следующий год приступим к интенсивной работе по возвращению новосибирских владельцев Toyota в Новосибирск. Тех, кто пока удовлетворяет свои автовладельческие потребности в других регионах. Это и позволяет нам с оптимизмом смотреть на нашу рыночную долю.
Мы завоюем — а я в этом уверен — доверие этой категории новосибирских тойотавладельцев и вернем их в родной город. Работающий полнофункциональный дилерский центр с высоким качеством обслуживания не может не повернуть к себе лицом всех без исключения поклонников бренда.
Сейчас мы работаем с приверженцами марки левобережья, с обладателями автомобилей других марок, мечтающих о Toyota. Через полгода расширим зону своего влияния.
— Как вам видятся перспективы авторынка в этом непредсказуемом году?
— К концу года, думаю, цены на автомобили опять начнут расти. Я сейчас говорю об авторынке в целом и о действующих на нем законах. Связано это будет с выпуском новых моделей, а они всегда просчитываются под новый бизнес. Новый бизнес — это другие рубли, другие доллары. Если сейчас еще как-то производители готовы допускать недополучение прибыли или даже убытки, лишь бы не упустить рынок, то при выпуске новых моделей им придется подтягивать цены к курсовой разнице.
Поэтому и в теории рост цен обязательно должен будет произойти, и на практике он, считаю, неизбежен. Но это, повторюсь, в целом. Как себя поведет каждый конкретный производитель — непредсказуемо. В одном уверен: Toyota будет вести себя адекватно рыночной ситуации.
Мое видение рынка таково: сейчас время скидок, время интересных предложений как производителя, так и дилера. По мере того как дилерские и дистрибьюторские склады будут уменьшаться, когда производство автомобилей сравняется с продажами — спрос и предложение уравновесятся, — цены на автомобили начнут расти, будут догонять курсовую разницу.
Поэтому, считаю, для человека, у которого в планах есть приобретение авто, есть средства на реализацию этих планов, сейчас оптимальное время для совершения покупки. Осенью, полагаю, ситуация начнет меняться не в выгодную для потребителя сторону.
— А как вы можете оценить перспективы бренда «Автомир» в столице Сибири?
— «Автомир» — ведущий игрок федерального авторетейла, достаточно давно заявил о себе в Новосибирске. У нас есть авторитет, наработанная репутация. Мы видим регион как перспективный. Местная дилерская сеть, на наш взгляд, нестабильна с точки зрения экономических реалий. Поэтому это рынок и сейчас, и в перспективе будет еще иметь изменения, предлагать нам ниши. Для нашего холдинга этот рынок интересен.
Материалы по теме |