Самый популярный иностранный бренд авторынка Сибири, безусловно, Toyota. Он в пятерке сильнейших на первичном авторынке и безоговорочный лидер рынка иномарок с пробегом. С какими результатами Toyota вышла на рубеж нынешнего автосезона и каковы перспективы бренда на региональном авторынке в обозримом будущем корреспонденту издания АВТОСОЮЗ рассказал директор «Тойота Центра Новосибирск Запад» Дмитрий Канаев.
– Дмитрий Викторович, каковы итоги года по теме продаж новых автомобилей Toyota на региональном рынке, насколько они ожидаемы, и как выглядит Новосибирск в статистике российских продаж бренда?
– Результаты российских продаж Toyota в 2018 году – это 109 460 автомобилей. «Тойота Центра Новосибирск Запад» продал 1 569 автомобилей при плане в 1 500. Наша доля в объеме продаж марки в России 1,43%. По отношению к 2017 году наш количественный рост составил 5%, но в доле мы немножко упали: в 2017 году продали 1 490 автомобилей, и доля была 1,58%. Эта незначительная потеря связана с открытием дилерского центра в Барнауле – у нас произошел вполне ожидаемый отток алтайских покупателей.
На сегодняшний день доля Toyota в общем объеме продаж новых автомобилей в целом по стране 6 – 6,5%, в Сибирском Федеральном округе в два раза больше – около 12%. У нас в Новосибирске 11,47%, то есть, мы по этому показателю немного не дотягиваем до среднестатистического сибирского дилера и до доли рынка в регионе. Наша стратегическая задача – не только преодолеть среднестатистический уровень, но и достичь доли рынка на 10% выше, чем у соседей, то есть, порядка13% – мы хотим продавать лучше, чем средний дилер.
– Каковы планы на 2019 год?
– Мы, «Тойота Центра Новосибирск Запад» группы компаний «Автомир», свои плановые объемы продаж строим от доли рынка. Ориентируемся на долю рынка в федеральном округе: оцениваем текущее состояние, прогнозируем динамику в зависимости от рыночных трендов, учитываем целевые показатели и планы производителя. На 2019 год нам производитель подтвердил план продаж в 1 700 автомобилей.
Но это предварительные планы, которые могут корректироваться в течение года в зависимости от ежемесячно достигаемых результатов. Если дилер не выполняет обязательства, происходит снижение планов продаж и поставок, если налицо расчетные показатели, то происходит некое наращивание объемов.
Нам из года в год удается увеличивать свои количественные объемы продаж сверх ранее сверстанных планов. И увеличиваются они именно за счет того, что мы выполняем согласованные объемы продаж, получаем дополнительные квоты на дефицитные модели, за счет того, что соответствуем корпоративным требованиям Toyota.
Исходя из практики нашей деятельности, достигнутой доли рынка, прогнозов на год и учитывая наши стратегические цели, мы намереваемся выйти на показатель 1 999 переданных клиентам автомобилей к концу года. Это некий эталонный расчет, который не является планом де-факто.
– Как повлияет на ваши расчеты открытие второго дилерского центра Toyota в Новосибирске? Рано или поздно это произойдет. Снижение объемов продаж в «Тойота Центре Новосибирск Запад» неизбежно?
– По нашим оценкам второй дилерский центр откроется через два года. У нас принято так называемое «трехлетнее бизнес-планирование», то есть, каждый год мы планируем на будущий год плюс два года вперед, затем, по окончании каждого сезона, корректируем в зависимости от достигнутых результатов.
На ближайшую перспективу нам рыночная ситуация видится таким образом: 2019 предполагается как год стагнации или даже небольшого снижения авторынка. 2020 – 2021 годы мы видим периодом заметного роста рынка – на 15 – 20% в год.
В связи с этим мы для себя, как для дилерского центра, видим, что к тому времени, когда в Новосибирске откроется второй дилер, для нас это будет не столь критично на фоне существенного роста рынка – мы не видим существенного падения наших объемов продаж.
Теоретически я понимаю, что при открытии второго дилера наша доля уменьшается, сейчас у нас 100 % доли бренда, станет на сколько-то меньше. Насколько? Российская практика открытий говорит, что если в городе открывается второй дилер, то в этом регионе продажи автомобилей бренда поднимаются на 30-50%. Новосибирская практика открытий посдержаннее.
– Вернемся в 2019 год. Что нового можно будет увидеть в «Тойота Центре Новосибирск Запад» в этом сезоне? Чем порадуете региональных автомобилистов?
– В реальном времени происходит обновление Corolla, уже есть заказы. Это хороший автомобиль на новой платформе TNGA (Toyota New Global Architecture – «Новая Глобальная Архитектура Тойота»). На этой же платформе построены Prius, новая Camry, CH-R.
Кроме того, мы намерены расширять наше предложение в секторе «автомобили с пробегом». Для нас, если говорить с позиций trade-in, это довольно сложная тема – наши клиенты, в основном, уже обладатели моделей Toyota, и для них смена автомобиля на новый, это пересадка с Toyota на Toyota. А так как представляемый нами бренд на вторичном рынке очень высоко ценится, и его продукты с годами практически не теряют в стоимости, – качественные, надежные, долговечные – то и с ликвидностью автомобилей никаких проблем у наших клиентов, как правило, не возникает.
Программа trade-in для обладателей моделей Toyota не очень интересна, соответственно, если посмотреть на наполняемость нашего пробегового склада, то автомобилей нашего бренда там обнаружится мало – около 30%, все остальное другие марки, что сложно продается и реализовывается. Не все машины так долго живут, как Toyota.
Тем не менее, все больше людей склоняются к цивилизованным – салонным формам продаж автомобилей, да и емкость вторичного рынка гораздо выше, чем первичного, так что отказываться от пробеговой темы мы не намерены.
В общем, будем развиваться по всем направлениям нашей деятельности, и по каждому из направлений будем стремиться к максимально высокому результату.
Материалы по теме |