Кому верят автовладельцы?

Кому верят автовладельцы?

16.02.2011

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследования на тему «Каким источникам информации больше доверяют россияне». Как показали результаты, большинство (53%) россиян больше всего доверяют средствам массовой информации.

Версия, что главный источник информации для наших соотечественииков «сарафанное радио», опять не подтвердилась. Безоговорочно верят друзьям, знакомым и близким лишь 33%, а доверие к информации, полученной от продавцов, вообще на последнем месте. Аналогичные исследования проводятся ежегодно, и ежегодно «сарафанный» миф опровергается. Правда, число тех, кто не доверяет СМИ, растет — с 24% в 2008 году до 33% в 2011-м. Чем это объясняется? В кризисный период изменилась структура СМИ — меньше стало печатных изданий, больше интернет-источников информации, а, как показывают данные ВЦИОМ, оперативная информация из сети принимается на веру лишь 15% всех интернет-пользователей. Но об этом чуть ниже.

 

Если говорить о географии доверия, то мнения столичных жителей и остальных россиян диаметрально противоположны: москвичи и петербуржцы более склонны верить данным, полученным от близких и знакомых (45%), в то время как респонденты других регионов России считают более правдивой информацию СМИ (52—57%).

 

Любопытна и возрастная статистика: сведения, полученные от близких и знакомых, считают более достоверными 45—59-летние россияне (35%) и пользователи сети Интернет (35%). Ну, про Интернет уже говорилось — доверие к нему как к источнику правдивой информации пока невелико.

 

Еще один результат исследования: чем выше самооценка материального положения россиян, тем больше они доверяют информации, полученной из СМИ (с 43% среди малообеспеченных до 65% среди обеспеченных). Напротив, чем ниже уровень доходов, тем больше люди склонны верить тому, что говорят окружающие (с 28% до 40% соответственно).

 

А каким СМИ доверяют больше, каким меньше? Все зависит от характера информации. Если говорить об объемных публикациях — аналитике, обзорах и т.п., то на первом месте журналы. Для получения оперативной информации подавляющее большинство предпочитает телевидение. Прочие СМИ популярны в меньшей степени: 20% опрошенных получают новости из прессы, 15% — из Интернета, 12% — по радио. В меньшинстве те, кто следит за событиями благодаря рассказам окружения (6%).

Телевидение наиболее популярный источник информации среди жителей малых городов и сел (93—94%) и пожилых сограждан (96%), пресса — среди 45—59-летних, Интернет — среди москвичей и питерцев (32%), молодых респондентов (38%). Что касается радио, то этот вид СМИ предпочитают жители крупных городов (16%) и пожилые россияне (17%).

 

Еще один миф — о том, что «Интернет рулит», — пока тоже, увы, не подтверждается. И уж совсем неправы те, кто верит в блоги. По исследованиям ВЦИОМ, блогами пользуются лишь 7% интернетчиков. Этот ресурс наиболее востребован среди 18—24-летних (11%), по остальным возрастным категориям процент существенно ниже, и если вспомнить, что блогопоклонников всего-то 7%, то можно утверждать: такой способ распространения информации настолько неэффективен, что и говорить об этом не стоит.

 

Большинство россиян (55%) уверены, что новые средства массовой коммуникации никогда не заменят прежние. Впрочем, 37% опрошенных придерживаются противоположной точки зрения. Среди них в основном 18—24-летние (55%).

 

Подавляющее большинство — две трети — наших сограждан считают, что всегда будут люди, готовые платить за качественную аналитику и покупать хорошие газеты и журналы (66%). Такой точки зрения в основном придерживаются 25—34-летние и высокообразованные респонденты (69% и 70% соответственно).

 

Евгений ВЛАДИМИРСКИЙ

Материалы по теме

  • Сетевые потери
  • Статистика доверия
  • Маркеры успеха