Сетевые потери

Сетевые потери

25.06.2018

Любопытный тренд наметился в последнее время в информационном пространстве: интересы россиян перемещаются из виртуальных сфер в реальную жизнь. Люди отказываются от Интернета, выходят из соцсетей, выгружают мессенджеры из своих смартфонов… По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более чем три четверти пользователей признают необходимость отдыха от Сети.

 

 

Социологи отмечают, что сторонников отказа от соцсетей и Интернета становится все больше — стремительная информатизация общества привела к обратному эффекту. Все осознаннее среди онлайн-аудитории становится ощущение потерь от сетевых зависаний: времени, энергии и даже самооценки.

 

Статистические показатели демонстрируют: глубина погружения в соцсетевые болота зависит от зрелости индивидуума. Чем человек взрослее, самостоятельнее, состоятельнее во всех смыслах этого слова, тем меньше в его жизни интернет-потерь.

 

Обратимся к фактам. В конце марта — начале апреля 2018 года ВЦИОМ опросил две тысячи респондентов в возрасте от 18 лет с целью исследования особенностей использования Интернета в России. Результаты опроса достаточно показательны.

 

Подавляющее большинство «интернетчиков» (77%) признают необходимость в периодическом отдыхе от Сети. Около половины (47%), выбирая место отдыха, предпочли бы территорию без доступа к Интернету (среди ежедневных пользователей эта доля составляет 44%, среди 18–24-летних — 53%).

 

Около половины пользователей (45%) в последний год сознательно отключали доступ к Интернету (на день или более), 66% вынужденно оставались без Сети на продолжительный период. При этом 83% из них не чувствовали себя ущемленными, а 7% даже испытали прилив весьма положительных ощущений.

 

Руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин в интервью РИА «Новости» отмечает: «За бурным приливом социальных масс в новое коммуникационное пространство ожидаемо следует период усталости, некоторого оттока в офлайн. У этой тенденции может быть много проявлений, начиная от запроса на моноканальность информационного потока и заканчивая полным отшельничеством. Все это нам еще предстоит наблюдать».

 

Итак, интернетизация населения увеличивается, но при этом интернет-вовлеченность народа снижается. Это факт. Кто еще не вырвался из Всемирной паутины? В феврале 2018 года ВЦИОМ исследовал соцсетевую зависимость россиян. Оказалось, что около трети населения вообще не имеют аккаунтов ни в одной из сетей. Хотя бы одной соцсетью чаще раза в неделю пользуются меньше половины — 45% опрошенных россиян старше 18 лет.

 

Ожидаемо максимальный уровень вовлеченности — среди молодежи. В группе 18–24-летних почти ежедневно пользуются социальными сетями 91%, среди опрошенных 25–34 лет таких уже значительно меньше — 69%, а в группе старше 60 лет — лишь 15%.

 

Наиболее массовый охват в нашей стране, по данным опроса, имеет сеть «ВКонтакте» — среди всех опрошенных о ее ежедневном посещении сказали 28%, второе место занимают «Одноклассники» (19%), третье — Instagram (14%). Доля ежедневной аудитории Google+ 7%, по 4% набрали Facebook и «Мой мир», по 1% у Twitter и «Живого журнала».

 

Предпочтения при выборе социальной сети имеют возрастные особенности. «ВКонтакте» и Instagram можно отнести к сообществам с перевесом молодежи: основная часть пользователей в возрасте 18–34 лет. У Facebook и «Моего мира» более взрослая аудитория — от 35 до 59 лет.

 

Что дают соцсети? С информационной точки зрения, как отмечают эксперты, практически ничего. Активные пользователи соцсетей до упора набивают кратковременную память, но долгосрочную задействуют все меньше. И поэтому передаваемая через соцсети информация быстро улетучивается. Французский философ Ги Дебор задолго до появления современных средств связи называл такое состояние сознания «вечным настоящим». По его мнению, оно характеризуется «нескончаемой чередой зрелищных картинок, заманчивых образов, которые обрушиваются на человека». И которые практически не оставляют после себя следа — стираются следующим информационным потоком.

 

Возможно, именно в этом причина отказа от сетевой псевдожизни и обозначившегося запроса на моноканальность информационного потока. Осознание бесполезности некогда облюбованного источника информации, ощущение дискомфорта от напрасно растрачиваемого времени. Впрочем, причины не так важны, как следствия: наступает прозрение.

 

По информации ВЦИОМ и РИА "Новости"

Материалы по теме

  • Статистика доверия
  • Маркеры успеха
  • Кому верят автовладельцы?