Opel Mokka:  нюансы восприятия

Opel Mokka: нюансы восприятия

01.04.2015

«АВТОСОЮЗ» продолжает изучать субкомпактный кроссовер Opel Mokka, предоставленный редакции в длительное пользование компанией «Сибтрансавто-Новосибирск», региональным дилером Opel «номер один». В комплектации Enjoy с турбированным двигателем 1.4 и системой полного привода. Что понравилось с первого взгляда и что продолжает порождать позитивные эмоции в течение года эксплуатации? Что насторожило и разочаровало?

«АВТОСОЮЗ» продолжает изучать субкомпактный кроссовер Opel Mokka, предоставленный редакции в длительное пользование компанией «Сибтрансавто-Новосибирск», региональным дилером Opel «номер один». В комплектации Enjoy с турбированным двигателем 1.4 и системой полного привода. Что понравилось с первого взгляда и что продолжает порождать позитивные эмоции в течение года эксплуатации? Что насторожило и разочаровало?

 

Когда автомобиль становится привычным, остаются лишь две противоположные грани в его восприятии: то, что по-настоящему радует, и то, что не перестает раздражать. Излишние восторги утихают, мелкие придирки теряются — воспринимается лишь то, что действительно важно для человека, которому посчастливилось или как раз не повезло выбрать именно этот образец автопрома. У каждого свои критерии, свои предпочтения, но есть и вневкусовые истины. На них и сосредоточимся.

 

Искусное исполнение

 

Вне зависимости от вкусов и взглядов, с чем автомобилист соприкасается больше всего? Что в его поле зрения вольно или невольно присутствует постоянно? А ведь опелевский руль хорош не только внешне. Рулевое колесо Opel — это произведение сразу нескольких искусств. Во-первых, изобразительного: соотношения, линии, штрихи — все гармонично и безупречно. Изящно и приятно глазу.

 

Эргономика — это еще одно искусство. Размеры, пропорции, сечения — и колесо руля ложится в ладони именно так, как удобнее всего. И работать опелевским рулем приятно с любыми, даже неправильными привычками расположения рук. И практически невозможно потерять такой руль на крутом вираже — а Mokka еще как способна к скоростному маневрированию. И фирменные «фишечки» — упоры для пальцев выступают именно там, где они полезнее, где эти самые пальцы позволяют лениво, но цепко держать курс, когда ладони отдыхают в долгой дороге.

 

Из какой сферы искусств глубокий тактильный комфорт при соприкосновении кожи ладоней с кожей руля? Сложно сказать. Может быть, искусства доставлять удовольствие?

 

Приятные мелочи

 

Подобных приятных мелочей в Opel Mokka предостаточно. Ортопедические сиденья, в которых удобно даже через четыре часа безостановочного пути. Может, и дольше — не проверяли. Климатическая система, за считанные секунды способная превратить раскаленный из-за долгой стоянки на «тридцатнике» салон в оазис свежести и прохлады. И наоборот — в африканский островок, омываемый минустридцатиградусными ветрами сибирской зимы. И вдобавок ко всему, при желании, с разницей температур для водителя и пассажира — кому как кажется комфортнее.

 

А форсунки омывателя? Это же эталон эффективности и экономичности! Легкое облачко залитой в бачок жидкости распыляется в зону работы стеклоочистителей и одной порцией с помощью «дворников» восстанавливает природную прозрачность ветрового стекла. Кстати, о прозрачности. Ее постоянное соблюдение можно доверить датчику дождя и не отвлекаться на активацию стеклоочистителей при путешествии в зоне осадков — сами включатся, когда надо.

 

И такой полезной автоматики у Mokka даже в штатной комплектации с избытком. Система контроля за ближним светом High Beam Assist сама включает фары, когда датчик света сигнализирует о сумерках. Сама выключает, когда сумерки заканчиваются. При, например, выезде из тоннеля или просветлении небосклона. Аккумулятор сам себя оберегает от критичного разряда и в условиях отсутствия подзарядки (при неработающем двигателе) с помощью умной энергосберегающей электроники сам отключает ненужные потребители.

 

Водитель избавлен от необходимости помнить все. Забыл погасить свет в салоне? Забыл заглушить аудиосистему перед покиданием автомобиля (а, кстати, она, помимо того что достаточно продвинута — CD, MP3, Aux-in, USB, — еще и весьма неплохо звучит)? А потом вдруг вспомнил и обомлел: а заведу ли я машину, когда слезу с вот этой вот самой алтайской горы, на которую только что вскарабкался? Переживать не стоит: машинка сама себя периодически тестирует и сама принимает правильные меры.

 

В общем-то ничего революционного, но приятно. Инновационные революции у Opel Mokka имеют место быть в максимальной комплектации: там и адаптивная оптика, и распознавание дорожных знаков, и система предотвращения столкновения, и… Но в нашем распоряжении средняя комплектация Enjoy.

 

Еще пару слов о стандартной автоматике, но уже о той ее части, отношение к которой получилось неоднозначным.

 

Полный привод

 

Полный привод у Opel Mokka включается сам при малейших признаках пробуксовки. То есть принудительного включения/отключения нет — как электроника решит, так и будет, мнение водителя не в счет. Сразу оговорюсь: не подводил ни разу, но чувство неуверенности переживалось долго.

 

Итак, зима, впереди крутой обледеневший косогор. Остановиться бы, включить 4WD и ехать спокойно, но нет такой кнопочки… И вот на цыпочках подбираешься к склону, уже и передней осью на него въехал, а что дальше будет — не понятно. Не только кнопки нет, но и сигнализации о включении полного привода: типа, водитель на эту тему может не напрягаться, все будет как надо. Оно действительно так, но если водитель привык сам держать все под контролем? В общем, может получиться очень неуютно, может даже запахом подпаленного сцепления наполнить кабину. Но тем не менее привод на все четыре колеса включится когда надо — через почти неощутимую долю секунды после потери сцепления одним из колес.

 

Понятно, что проблема тут не в автомобиле, а в том, кто за рулем. Дисбаланс между современностью автомобиля и отсталостью водителя регулируется опытом, и путь к совместному доверию машины и человека у каждого свой. Но тем, кто привык к управляемому или постоянному полному приводу, придется учиться доверять машинке больше, чем себе. Она не подведет.

 

Старт-стоп

 

Больше всего противоречивых эмоций вызвала инновационная система «Старт-стоп» Opel Mokka. Дело было так. Только забрали машинку в салоне на Петухова, только доехали до первого красного света, как двигатель замолчал. Стрелочка тахометра опустилась в положение Auto Stop, кондиционер затих. Нога молниеносно нажала на педаль сцепления, быстрее, чем загорелось рекомендующее это сделать табло, и двигатель тут же запустился, а кондиционер восстановил заданный режим.

Понять с первого раза, хорошо это или плохо, не получилось, но самая первая эмоция — та же неуверенность: а вдруг не запустится? Вторая эмоция: а как зимой? Когда минусовая температура критична и для комфорта в салоне, и для того же аккумулятора, который если вдруг ослаб, то может ведь и не проснуться…

 

А зимой оказалось все гораздо проще, чем опасалось: система просто-напросто запрещает себе активный режим при температурах ниже минус пяти. То есть нашей реальной сибирской зимой ее вроде как нет и ничто не угрожает энергетической безопасности Opel Mokka. Подробнее о нюансах работы этой системы в следующем номере «АВТОСОЮЗа», а о результатах ее вмешательства в работу двигателя — прямо сейчас.

 

Расход топлива

 

Последние исследования показывают, что расход топлива становится решающей характеристикой при выборе автомобиля уже не только в Европе и энергетически зависимых странах, но и в России. А только что описанная система «Старт-стоп» придумана прежде всего именно в целях экономии топлива. И как же ее работа отразилась на прожорливости автомобиля?

 

Итак, исходные данные. Двигатель 1.4, но турбированный. Привод полный, но автоматически подключаемый. Цикл исключительно городской: пробки, светофоры — постоянные разгоны и торможения — то, что реально творится в нашем мегаполисе. Климат тоже наш. Причем по замкнутому циклу: лето — осень — зима — весна — снова лето. Вместе с несмолкающим кондиционером в 30-градусную жару. И вместе с разогревами и печкой на полную мощность в 30-градусные морозы. Манера езды умеренно агрессивная.

 

Методика расчета: жесткий реал. То есть не европейские пробирки с чистеньким, безукоризненно отмеренным и аккуратно внедренным в топливный тракт бензином, израсходованным на гладеньком автобане, а то, что вместо этого у нас. Дороги новосибирские. Бензин, увы, тоже то, что у нас им называется: некий нефтепродукт с октановым числом, дободяженным до окрестностей числа 95. Его количества не лабораторные, а азээсные: то, за что заплатил, и то, что по шлангу натекло в бак. Пробег берем с табло, количество съеденного топлива — из аккуратно весь год подшиваемых чеков.

 

Посчитать сожженный бензин решили через год от начала длительного теста — чтобы все по-честному и с минимальными погрешностями. При подсчете чековых данных оказалось, что у нас после крайней заправки методом «полный бак» вырисовывается кругленькая цифра: 1000 литров. Точнее, 1030 л. Но можно же зафиксировать пробег ровно на половине бака, и тогда получится ровно тонна горючего.

 

Осталось лишь совместить заранее рассчитанное положение стрелки — указателя количества бензина в баке, соответствующее съеденной тонне горючего, с числом на счетчике пробега, поделить и получить… 9,8 л/100 км. Пробег оказался 10204 км, а дальше элементарная арифметика.

 

А по данным производителя, расход в городском цикле должен бы быть 8—8,5 л/100 км (в различных источниках приводятся чуть разные данные, а мануал уверяет, что на момент его сдачи в типографию таких данных вообще еще не было). Что это означает?

 

То, что паспортные цифры производителя могут не совпадать с реальными цифрами эксплуататора транспортного средства. Любого производителя и любого средства, не только Opel. Что для корректности в сравнении нужно применять какой-нибудь эмпирический коэффициент. И в нашем случае он равен 1,23.

 

А самое главное, даже несмотря на расхождения теоретических данных с практическими показателями, расход-то невелик! Меньше 10 л на сотню для города по круглогодичному циклу — это очень и очень неплохо.

 

Подвеска

 

Самое неоднозначное субъективное впечатление о достоинствах Opel Mokka породила задняя подвеска. Поначалу она показалась излишне спортивной для наших дорог и неуместно жесткой для нашего внедорожья. На многорычажных конструкциях по неровностям ездить, пожалуй, покомфортнее. У Mokka — скручиваемая балка, то есть, по сути, торсион. А что такое торсион?

 

А торсион — это то, что убить нашими дорогами весьма и весьма сложно. То, на что меняют свои рычаги поклонники офф-роуд-развлечений при первом же глубоком тюнинге. То есть настоящая внедорожная подвеска. Жесткая, но неубиваемая. С эксплуатационной точки зрения — идеальная для плохих дорог: там, где многорычажку три раза восстанавливать придется, скручиваемой балке ничего не сделается.

 

Через год эксплуатации помимо привыкания к автомобилю наступает и осознание того, что называется стоимостью владения автомобилем или эксплуатационными затратами, — сколько съедается топлива, сколько расходуется на обслуживание и ремонты… Расход весьма скромен, ТО раз в год, ремонтов пока не предвидится — Opel Mokka очень приятный автомобиль с точки зрения и эксплуатационных затрат.

 

Получается, что Opel Mokka не только гипотетически, но и практически привлекателен. Чертовски привлекателен!

 

Сергей СОКОЛОВ

Материалы по теме

  • Chevrolet Cruze – стопроцентный бестселлер
  • Александр МОЙНОВ: «К Сибири Chevrolet относится весьма и весьма серьезно»
  • Альфед АГЗАМОВ: «Нынешний год вселяет большой оптимизм в плане движения вперед»
  • Лотерея "Сибтрансавто"
  • На ниве безопасности