Настолько совершенного автомобиля Opel мир еще не видел! Новый Opel Zafira Tourer – это квинтэссенция передовых технологий немецкого автопроизводителя, образец практицизма в автомобилестроении и минишедевр скульптурного дизайна в сегменте никогда особо не блиставшим изяществом форм. Никогда прежде, но появился минивэн Zafira Tourer…
Настолько совершенного автомобиля Opel мир еще не видел! Новый Opel Zafira Tourer – это квинтэссенция передовых технологий немецкого автопроизводителя, образец практицизма в автомобилестроении и минишедевр скульптурного дизайна в сегменте никогда особо не блиставшим изяществом форм. Никогда прежде, но появился минивэн Zafira Tourer…
Как только этот неординарный автомобиль прибыл в дилерский центр Opel на Петухова, 17, тест-группа издания АВТОСОЮЗ уговорила руководство «Сибтрансавто-Новосибирск» отдать ей новый Opel Zafira Tourer в полное и безраздельное распоряжение сроком на… Сошлись на трех днях. Точнее – три дня и две ночи – в светлое время суток прочувствовать современные премиум-техгологии Opel в полном объеме невозможно – автомобиль создан для того, чтобы водителю было легко и комфортно и в самых экстремальных условиях – и днем и ночью, и в жару и в мороз, и в снег и дождь. И ограничиться поверхностным знакомством в режиме стандартного паручасового тест-драйва было бы непростительно мелко.
Круглосуточный тест стартовал на просторной парковке салона Opel-Chevrolet на улице Петухова и продолжился на магистралях нашего мегаполиса и просторах Новосибирской области. На каком полигоне за считанные секунды разгонялись до сотни, делали полицейский разворот и пародировали «лосиный тест»? Ни на каком! Подобные исследования хороши в доконвейерных испытаниях автомобиля и в программах самоутверждения неуверенных в себе водителей. Opel Zafira Tourer – автомобиль для солидных людей и для серьезных задач – это все-таки семейный бизнес-класс, а не дрифт-кар для начинающих шоферов. С позиций эксплуатационных ценностей и провели экспертизу. Впечатления? Более чем позитивные! Но обо всем по порядку.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Сейчас такой тип автомобилей модно величать «компактвэном». Но как-то язык не поворачивается называть компактным автомобиль с просторным 7-местным салоном и почти 5-метровым кузовом (габариты: 4658х1660х1928 мм). Внешне – да – изящный экстерьер, гармоничные пропорции, и вроде бы никаких поводов обвинить будущих обладателей Zafira Tourer в гигантомании, но внутри…
Впрочем, все познается в сравнении: присоседились к Hummer 2 – а в «Сибтрансавто-Н» есть возможность такого сопоставления – все сомнения улетучились – новый Zafira Tourer откровенно компактен по сравнению с внедорожником «среднего класса», значит… Значит отбросим модное словечко и вернемся к классическому обозначению – минивэн.
В подробностях расписывать экстерьер не буду – восприятие дизайна вещь сугубо индивидуальная – каждый видит своими собственными глазами - одному может понравиться, другому – очень понравиться. На мой вкус, современный дизайн Opel очень хорош. Скульптурность, впервые четко обозначенная флагманом бренда Insignia, даже неосознанно воспринимается благоприятно и намекает на премиальность. Под стать и интерьер.
Нет, Opel не в премиум-сегменте, но и снаружи, и изнутри, и на уровне оснащенности и технологий модели бренда все ближе и ближе к люксовым представителям немецкого автопрома, а то и в чем-то опережает своих одноклассников премиум-сегментников. Чем дольше эволюционирует автопром, тем более размытыми становятся границы классов, сегментов, категорий… Если же вернуться к принципиальным истокам тестовой задачи – оценить автомобиль с позиций практичности, то получается любопытная формула: Zafira Tourer - это бизнес-минивэн по цене массового авто. Стоимость новинки в «Сибтрансавто-Новосибирск» начинается от 799 тыс. руб. Очень привлекательный для покупателя момент. Впрочем, это касается всех моделей Opel, не только Zafira Tourer: по соотношению цена/качество Opel явно на стороне покупателя.
САЛОН
Широкие высокие дверные проемы, комфортной высоты пороги, - посадка в автомобиль удобна для любого члена экипажа и для любого представителя семьи. Рослому водителю с пропорциональными конечностями шансов пощупать виском уплотнитель двери или коленкой проверить прочность консоли производители не оставили. Пожилому человеку не придется высоко задирать ноги, чтобы форсировать порог, или цепляться рукой за крышу, пока тело нащупывает подушку сиденья – все на рациональной высоте.
Сиденья ортопедические. То есть не просто поразительно комфортные, но и «лечебно-профилактические» - не позволяют утомлять поясницу, перенапрягать шейный отдел позвоночника. Шестью регулировками водительского кресла изыскать неудобной конфигурации в «капитанской» версии кресла не удалось – так комфортно торопиться на работу, при таком положении меньше раздражение от пробок, а это подойдет для неспешного перемещения на Алтай… Добавляют комфорт и 4-точечный поясничный упор и регулируемая по длине подушка сиденья. Все кресла обшиты приятной кожей Morrocana – тестовый автомобиль в максимальной комплектации.
Все – это сколько? Число сидений минивэна варьируется от одного водительского с гигантской багажной площадкой до семи максимально возможных. Усовершенствованная система Flex7 позволяет сконфигурировать салон в зависимости от сиюминутных потребностей в пределах от 152 до 1860 литров багажного пространства.. Можно организовать и 4-местный салон с превращенным в широченный подлокотник средним сиденьем среднего ряда, и 2-месный, где водитель с пассажиром путешествуют хоть шеренгой, хоть колонной. Что интересно – для того, чтобы овладеть искусством трансформации салона, инструктор из состава консультантов, подготовленных в «Сибтрансавто-Новосибирск», не понадобился – как-то все логично и понятно и без подсказок.
Салон огромен. С водительского места стекло задней двери видится в весьма отдаленной перспективе. Простор не только заметен, но и ощутим: методика измерения коленного пространства методом посадки «сам за собой» дала положительный результат: ущемления пассажирского комфорта не отмечено. Восседать на пассажирском сиденье практически так же удобно, как и на водительском. Но не так интересно – до руля не дотянуться.
КОКПИТ
Рабочее место водителя мало чем отличается от ранее освоенных образов Opel: удобное многофункциональное рулевое колесо с выступами под ленивое вращение, такое же, как у Insignia; та же комбинация приборов, что у Astra; знакомые по Antara кнопочки на консоли, – все предельно эргономично и интуитивно понятно – как и у всех современных моделей Opel. Разница лишь в форме и расположении дефлекторов вентиляции. И в версиях подчиненных органам управления систем – на Zafira Tourer все самое свежее и продвинутое.
Тестовый минивэн в максимальной комплектации Cosmo – то есть в автомобиле есть все, что на сегодняшний день изобретено инженерами Opel: от привычных уже ESP®Plus, ассистента помощи при трогании на склоне, электрического стояночного тормоза, электроподогрева всего, что должно быть теплым и в неуютную погоду, до регулируемой многозональным сенсором солнечного света системы климат-контроля ECC, информационно-развлекательной системы Navi 900 Europe с 7-дюймовым цветным монитором, навигатором и возможностью голосового управления, усовершенствованного ассистента парковки APA, систем определения дистанции следования FDI, торможения при угрозе столкновения СМВ, контроля «слепых зон», предупреждения о выходе из занимаемой полосы, распознавания дорожных знаков, адаптивной системы головного света AFL+ … Плюс трехтомная инструкция, как всем этим пользоваться в одном из 34 «бардачков» системы рационального расположения разнокалиберных предметов в салоне.
И всего трое суток на теорию и практику. Но хватило трех минут: ключ зажигания работает так же, как и у всех, и буковка D на селекторе автоматической коробки такая же, как и у всех. А все остальное включается и работает автоматически – управлять этим, если нет желания или возможности, не надо – оно само с собой управляется.
СТАРТ
Ключ в положение зажигания, - и автомобиль оживает. Включается освещение приборной доски, стрелочки демонстрируют готовность показать любое значение на своих шкалах, циферблатные пиктограммы дружно обозначились – сколько же их тут! – затем так же дружно затаились до подходящего момента. Дисплей развлекательной системы нарисовал логотип Opel, намекая на то, что надо бы что-то сделать, чтобы сменить картинку, снаружи загорелись ходовые огни в блоках фар-бумерангов.
Первой заявила о себе система самоконтророля автомобиля: табло посреди приборных шкал проинформировало о низком уровне омывающей жидкости. Согласен, - хуже, чем низкий – ее вообще нет, и узнавать об этом лучше до пуска двигателя, чем после того, как обгоняемый в дождь длинномер затонирует грязью ветровое стекло, и бдительное табло поменяет сигнал на более актуальный: «опасность столкновения!».
Пуск, – проснувшийся 2-литровый 165-сильный дизель в салоне едва слышен – звукоизоляция отменная! Можно вспомнить про намек развлекательной системы и… Инструкция опять не понадобилась – управляющий системами палец с первой попытки сам нашел нужный алгоритм решения проблемы и коснулся надписи Vol…
Саунд в салоне Zafira Tourer, это тема для отдельного разговора! Тот, кто умеет чувствовать разницу между шипением и звуком опущенной на крэш Paiste щеточки, тот это почувствует; для кого низкий звук, это тот и только тот, который воспринимается селезенкой, тот воспримет. Звук чистый, глубокий и объемный. Сочный и вкусный. Ощущение такое, что и без того впечатляющие внутренние просторы свежего однообъемника от Opel стали еще объемнее. Благодаря аудиосистеме Infinity премиального уровня со специально сконфигурированными под салон Zafira Tourer раздатчиками звука.
Одновременно с аудиоудовольсвиями активировалась и видеоинформация на дисплее – по умолчанию включился навигатор. Наши координаты: 54º56'40" северной широты 82º51'33" восточной долготы: ул. Петухова, 17. Пора менять местоположение.
ПАРКОВКА
Рулевое управление оказалось настолько живим, что возникло опасение: и как с таким сверхчутким рулем ехать? Ни вздохнуть, ни моргнуть – того и гляди с полосы снесет. Но опасения оказались напрасными – с набором скорости руль тяжелеет и обретает нормальную информативность, адекватную скорости убегающего из-под колес асфальта. А легкость, она для сверхмалых скоростей в парковочном режиме, - там, где она особо и ценна. С ней даже самый сложный вариант занятия места у бордюра становится вполне ненапряжным.
Кстати, о парковке. Даже при выключенной системе APA пятиметровый вэн с таким рулевым управлением без особых проблем встает так, как задумано. Контролировать направление движения задним ходом помогает камера заднего вида. Она автоматически включается при положении R селектора АКП и отправляет информацию на дисплей и в бортовой компьютер. Компьютер рассчитывает траекторию в зависимости от текущего положения руля и пририсовывает свои выводы к видео происходящего за кормой. Очень удобно! Споры на тему как правильнее заезжать в редакционный бокс – крутить головой или смотреть в зеркала решились дисплеем – правильно иметь камеру заднего вида и рулить по ее подсказкам.
Еще один парковочный момент: автомобиль габаритный, передний свес достаточно большой, а бордюры у нас, увы, не всегда возвышаются по ГОСТу. Что там с дорожным просветом? На вид – не очень, по паспорту вообще никак – не указали в виду несущественности параметра. Проверяем методом постепенного наезда на гостовский 100-миллиметровый поребрик – все в порядке и даже с солидным запасом. Дальнейшее продвижение свеса на тротуар ограничилось касанием колес о препятствие.
А если..? А на этот случай инженеры Opel придумали пластичный декор-защиту. Под жестким пластиком бампера на всех последних моделях бренда крепится резинообразная «юбка», способная огибать препятствия, защищая дорогостоящий обвес от трещин, сколов и царапин. Тестовый кирпич, значительно возвысивший стандартный поребрик, преодолен без ущерба для автомобиля.
ДВИЖЕНИЕ
Opel Zafira Tourer предлагает на выбор два режима движения: Tour и Sport. Начинаем с вальяжного Tour. Разгон плавный, но уверенный, смена передач абсолютно не ощущается – ровно, напористо и быстро достигаем желаемой скорости, уверенно маневрируем в потоке. Окружающий автомобильный мир отнесся к новичку доброжелательно. Нас разглядывают, уважительно уступают дорогу в узких ситуациях, не пытаются «сделать на светофоре» - сегодня Zafira Tourer явно звезда потока.
А мы тем временем изучаем полезные инновации Opel. Прежде, чем очередной любопытный из соседней, и, как всегда бывает в пробках, - более скоростной полосы, окажется на траверзе нашего транспортного средства, он обнаруживается системой контроля «слепых» зон – в наружном уголке зеркала заднего вида загорается желтая пиктограммка, однозначно сигнализирующая о наличии опасно близкого автомобиля вне визуально контролируемого пространства. И если в этот момент попытаться сменить свою полосу на более скоростную соседнюю – ту, в которой и маячит препятствие, электроника выдаст предупреждающий сигнал, что делать этого пока не стоит. Зуммер особенно активен на выезде из кольца – когда движешься по дугообразной траектории в средней полосе и включаешь правый поворот. А там, где-то за плечом, такой же выезжающий. Звук можно, конечно, и отключить, но с ним явно безопаснее – мало ли что.
Много вопросов вызвала система предупреждения о выходе из занимаемой полосы. Активируется автоматически на дорогах с читаемой разметкой и выключается, если по ее мнению, то, что когда-то изобразили дорожники, к разметке уже не имеет никакого отношения. Активность системы сигнализируется пиктограммой, съезд с полосы – звуком. Вот только почему в одних случаях система молчит, а в других пищит, намекая на опасность оказаться в кювете или на встречной полосе?
В городе понять алгоритм работы инновационного образца заграничного автопрома не удалось – перестаиваемся же, и ничего, – отправились за границу Новосибирска на шоссе с читаемой разметкой и вялой интенсивностью дорожного движения. Ездили и колесом по сплошной, и между полос, и змейкой по всей ширине полотна и пришли к внематериалистическому выводу: если намеренно пересекать линию разметки, система молчит, если нечаянно – начинает беспокоиться писком. Но как электроника может распознавать намерения?! Объяснение нашлось в назначении системы: она должна работать будильником в случае, когда водитель задремал за рулем, и упустил контроль за направлением движения. То есть не вращает руль в перестроении, а под очень пологим углом наезжает на белую полосу, приближаясь к аварии. До чего техника дошла!
А еще Zafira Tourer умеет читать дорожные знаки и предупреждать водителя о нарушении ограничений. Можно же нечаянно и не заметить нелогичный знак «40» на Бердском шоссе с его разрешенными «80», или в пылу поворота пропустить кружочек, запрещающий обгон. Человеку можно, электронике нельзя – заметит, распознает и предупредит водителя, выполняя тем самым важнейшую задачу по обеспечению безопасности дорожного движения – предупредить ДТП.
Эти системы впервые опробовали на Opel Insignia. От модели к модели совершенствовали, адаптировали к нашей действительности. На Zafira Tourer все уже русифицированное и действенное.
СПОРТ
На вторые сутки теста Opel Zafira Tourer казался уже давным-давно освоенным автомобилем: надежным, практичным и, что самое приятное, уберегающим от водительских оплошностей. Сомнительное удовольствие украшать городские пробки трансформировалось в осознанное наслаждение от пребывания в салоне этого роскошного вэна и управления им. Автомобиль настолько комфортен и безупречен, настолько мягок и уравновешен в движении, что стало как-то даже скучновато. Захотелось чего-нибудь поострее.
На этот случай у продвинутого минивэна имеется режим Sport. Одним нажатием соответствующей клавиши характер автомобиля кардинально меняется. Система FlexRide делает более жесткой подвеску, более острым рулевое управление, более отзывчивой педаль газа. Коробка-автомат настраивается на агрессивный лад, шкалы приборов меняют нейтрально-белую подсветку на адреналиново-красную.
Совсем другое дело! Все 165 лошадиных сил и 350 ньютонов крутящего момента теперь уже не только угадываются, а и реально ощущаются. Дерзкий старт, динамичный разгон, более резкие, уверенные маневры скоростью и направлением. И даже торможение двигателем при отпускании педали газа физически ощущается. Особой разницы в работе подвески на нашем без преувеличения приличном асфальте не чувствуется, разве что в поворотах. То есть теперь уже в скоростных поворотах.
Из мощного стайера Opel Zafira Tourer превратился в амбициозного спринтера. А как теперь на длинных дистанциях? Да точно так же, как и при кнопочке Tour – в крейсерском режиме разницы никакой, и даже зеленая лампочка оптимального режима нисколько не реже сигналит о рациональном расходе топлива.
ОТКРЫТИЕ ЗА ОТКРЫТИЕМ
В спортивном режиме понаблюдали за работой адаптивного круиз-контроля со всеми его подсистемами. Очень интересная штука: мало того, что скорость держит и восстанавливает, так еще и дистанцию блюдет. Табло показывает не бесполезные метры, а оставшиеся до столкновения секунды, вычисленные компьютером по разнице сиюмгновенных скоростей подопытных объектов. Так ориентироваться куда логичнее. Впрочем, до контакта дело не доходит: на заданной дистанции Zafira Tourer сбрасывает скорость.
А ведь есть еще и система предупреждения о столкновении: табло, звук, тормоза… В кого-нибудь въехать очень сложно, а может быть даже и невозможно.
Тем временем Солнцу наскучило наблюдать за нашим неподобающим статусу авто поведением, и оно укрылось за надвигающимися на город облаками. Это подтолкнуло нас к еще одному очень приятному открытию: открытию шторки панорамного остекления.
Серость дня моментально растворилась в открытом небе. Ощущение настолько захватывающее, что даже остановились, чтобы позадирать голову, поиграть с люком, еще больше добавляющим света и пространства салону – крыша-то стеклянная… Минивэн превратился в почти что кабриолет, только уютный, без сквозняков. Обзорность из просто великолепной переросла в сферическую. Кстати, у Zafira Tourer передняя стойка выполнена эдакой треугольной рамой: прочность как у массивного цельнометаллического аналога, способность ограничивать видимость в повороте, как у обычного стекла, то есть близка к нулю…
Прикрывшее светило облако пустило скупую слезу от умиления нашими восторгами, сработал датчик дождя – встрепенулись дворники – они на Zafira выполняют свои обязанности нетривиально-встречными взмахами. Пора возвращаться в город наперегонки с тучами – уровень омывающей жидкости, увы, так и не подрос. Да и не мешало бы уже готовиться в ночное – самые интересные открытия, судя по всему, ожидают нас именно в темноте.
НОЧЬ
Пускать двигатель самого совершенного автомобиля Opel интереснее всего в темном боксе перед зеркалом – есть у нас такой в редакции. Сначала вспыхивают светодиоды ходовых огней, затем, если датчик света диагностирует темноту за бортом, включаются фары. Но не просто так включаются, а выполняют какой-то сложный ритуал адаптации к реальной светообстановке: линзы вращаются, поворачиваются, меняют угол освещения, фокусируя световые пучки оптимальным образом.
Командует всем фирменная опелевская система AFL+, задача которой обеспечить максимальный световой комфорт и безопасность как владельцу автомобиля Opel, так и всем встречным-поперечным водителям. То есть система должна совместить несовместимое – дать максимум освещенности водителю подведомственного автомобиля и минимум ослепления всем, кто попадется на пути. Как она с этим справляется, проверяем в реальных условиях.
Выезжаем из бокса, и… прямо к нам в салон устремляется громадная желтая Луна. И панорамное ветровое стекло и стеклянную крышу оставили полностью открытыми, и теперь мы во власти полнолуния. Ощущения еще острее, чем во время дневного открытия – протяни руку и дотронешься до Луны, запрокинь голову, и увидишь… нет, не звезды – убегающие за корму фонари магистрального освещения. Не так, конечно, романтично, но все равно завораживает. Впрочем, все эти мистические красоты и нахлынувшие ассоциации с фантастическим межзвездным челноком больше для пассажира, чем для водителя – ему бы с адаптивным светом разобраться, прежде чем астероиды начнут дорогу перебегать.
Стоит только передним колесам отклониться от продольной оси, включается мини-прожектор подсвета поворота. В какую сторону повернут руль, в том блоке фар и включается лампочка, свет которой отражателем направляется в сторону предполагаемого движения. Это статическая подсветка, есть еще и динамическая: в движении при повороте руля поворачиваются и линзы фар на угол до 15º.
Ночной поворот – это всегда непредсказуемость – что там, в темноте за углом? Валун, дерево, или, того хуже, пешеход? Непредсказуемость для всех, но не для Opel: поворот подсвечен, и неожиданностей не случится.
Датчики системы AFL+ отслеживают скорость автомобиля, распознают встречные и попутные транспортные средства, реагируют на спуски и подъемы, оценивают видимость, которая неодинакова в дымке, дожде, абсолютно прозрачной ночи. И в зависимости от полученных данных формируют световые потоки фар, меняя их по ширине, интенсивности света, углу освещения, и даже форме светового пучка. И все это без вмешательства водителя. Не надо переключаться с дальнего на ближний, чтобы не слепить встречного водителя, приотставать и перестраиваться, чтобы не доставлять дискомфорта водителю обгоняемого автомобиля, - система делает это сама, но не их этических соображений – для электроники важнее безопасность.
На скорости до 30 км/ч световой поток от фар Opel Zafira Tourer широкий и не очень далекий. Предполагается, что мы жилой зоной и внутриквартальными дорогами выбираемся на городскую магистраль. Здесь важно видеть то, что творится «под носом» автомобиля и на забордюрных пространствах.
По городским дорогам (скорость 30 – 55 км/ч плюс включенные уличные фонари) продолжаем наблюдать за тротуарами и заглядываем чуть дальше вперед – пучок немного вытягивается в направлении движения и становится явно ассиметричным: правая фара в большей степени занята тротуаром, левая - дорогой.
Загородная трасса распознается системой по скорости движении от 55 до 115 км/ч. Здесь яркость светового пучка увеличивается – включается дальний свет, граница светового пятна подвигается вперед на 70-метровую отметку, ассиметрия положения фар теперь характеризуется и углом поворота и углом наклона: левая фара старается не слепить встречного водителя, правая – давать достаточную освещенность собственному водителю.
При скорости свыше 115 км/ч, система думает, что мы мчимся по магистрали, поднимает взгляд фар от асфальта, расширяя зону освещенности до 140 м, и максимально увеличивает яркость светового потока. Но ассиметрия продольного наклона линз сохранятся - встречных водителей AFL+ не нервирует ни при каких обстоятельствах. И если таковой определится системой, дальний свет автоматически переключится на ближний.
Когда датчики определяют уклон дорожного полотна, меняется угол наклона фар, при срабатывании датчика дождя, световой пучок оптимизируется под плохую видимость, при движении задним ходом дополнительно включается лампочка статической подсветки поворота…
Обмен эмоциями в экипаже достиг апогея и иссяк. Что тут скажешь…А ведь это не какой-то там опытный образец космических нунотехнологий, а обычный серийный, доступный каждому автомобиль. И не одна-единственная супермодель в линейке Opel: система AFL в своей родоначальной версии давным-давно доступна для покупателей Corsa, Meriva и Zafira, продвинутая плюсовая версия предлагается в комплекте с Astra, Insignia, Zafira Tourer...
ЗАВТРА
К координате 54º56'40" северной широты 82º51'33" восточной долготы (ул. Петухова, 17, дилерский центр Opel) возвращались неохотно. Уткнувшись колесами в базовый поребрик погасили двигатель, открыли дверь. Но покидать автомобиль не хотелось. Зачем-то подвигали шторку ветрового панорамного стекла, понажимали всяческие кнопочки, порегулировали рулевую колонку… Неизвестно, сколько бы это длилось, если бы нас не атаковал какой-то очередной любопытный – а что за автомобиль, а что в нем есть, сколько стоит? – О-о-о!... можно в кабине посидеть?
Стою рядом – показываю, рассказываю и… ловлю себя на мысли: и как теперь за руль другого автомобиля садиться?
Владимир ОБЛОМОВ