История бренда УАЗ началась в далеком 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, когда Государственный комитет обороны СССР организовал эвакуацию крупнейших предприятий Москвы. В их числе был и Завод имени Сталина (ЗИС), который решено было отправить в Ульяновск. Первые специалисты прибыли к берегам Свияги 75 лет назад — 20 октября 1941 года.
История бренда УАЗ началась в далеком 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, когда Государственный комитет обороны СССР организовал эвакуацию крупнейших предприятий Москвы. В их числе был и Завод имени Сталина (ЗИС), который решено было отправить в Ульяновск. Первые специалисты прибыли к берегам Свияги 75 лет назад — 20 октября 1941 года.
Всего полгода спустя, в мае 1942-го, автозавод в Ульяновске выпустил первые пять автомобилей ЗИС-5. А осенью предприятие приступило к производству малолитражных двигателей для нужд армии.
22 июня 1943 года Государственный комитет обороны принял историческое решение — построить на базе эвакуированного ЗИСа в Ульяновске автомобильный завод. Под него было выделено 200 гектаров земли за рекой Свиягой, которые превратились в один из крупнейших районов Ульяновска.
Кстати, УАЗ явился и пионером локализации сборки иномарок в Советском Союзе. В конце того же 1943 года ульяновцы начали собирать трехосные американские грузовики «Студебеккер», которые приходили по ленд-лизу из США и составляли конкуренцию нашим ЗИС-5. Правда, грузоподъемность их была меньше и требовали они более качественного топлива и смазки. Специально для российских условий компания General Motors устанавливала двигатели, которые могли работать на низкооктановом бензине. Завод успешно справился: за время существования проекта было собрано несколько сотен «Студебеккеров».
Мирный вектор
После Сталинградской битвы руководство УАЗа было вызвано в Москву, где получило указание готовить к производству новые машины, которые будут выпускаться в мирное время. И уже к 1 мая 1944 года в экспериментальном цехе был собран опытный образец дизельного грузовика, названный УльЗИС-253. В Советском Союзе не было подобных, если не считать опытных моделей. На первых же дорожных испытаниях эта 3,5-тонная машина показала такие динамические качества, что знаменитый по тем временам американский «Студебеккер» должен был уступить первенство. Использование дизельного топлива делало новый автомобиль гораздо экономичнее бензиновых грузовиков…
Весной 1956 года заводу было поручено провести опытно-конструкторские работы по созданию новых разновидностей автомобилей, в том числе грузового, санитарного, микроавтобуса и фургона. Оригинальное решение — размещение кабины над мотором позволило увеличить объем кузова, оставив длину автомобиля прежней.
В этом же году предприятие начинает экспортировать автомобили ульяновского производства в 22 страны мира, где покупатели полюбили неприхотливые машины за надежность и прекрасные ходовые качества. Таким образом, ульяновцы доказали, что за рубеж можно продавать не только газ, лес и пшеницу, но и технологические новинки.
Самая первая экспортная поставка автомобилей ГАЗ-69 в 1956 году в Индонезию не обошлась без курьеза. Туда доставили пробную партию автомобилей и через некоторое время заметили, что все шины превратились в «губку» — их поели местные термиты. Видимо, покрышки из натуральной резины пришлись насекомым по вкусу. Поставка срывалась. В очень короткий срок сотрудники УАЗа разработали «несъедобные» шины для тропиков. Таким образом было налажено производство автомобилей в тропическом исполнении.
В 1958 году стартовала сборка УАЗ-450, основанного на шасси ГАЗ-69. Из-за двухцветной окраски и формы радиаторной решетки на заводе ее прозвали «сорокой», в народе же автомобиль окрестили «буханкой». Санитарная модификация модели получила название УАЗ-450А. В 1959 году был выпущен УАЗ-450В, 11-местный микроавтобус. Также выходили бортовой грузовик с двухместной кабиной УАЗ-450Д и экспериментальный седельный тягач УАЗ-450П с полуприцепом УАЗ-752. Все модификации, кроме 450В, не имели пассажирской боковой двери — посадка и загрузка производились через задние двери.
Первые электромобили
Самая первая модель ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ была разработана в 1959 году на базе серийного УАЗ-450 и УАЗ-450А. Предназначалась она для обслуживания аэродромов. На электромобилях применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на две секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.
В конце 1975 года Минавтопром поручил заводу разработку электромобиля на переменном токе на базе УАЗ-451. Такому электромобилю не нужно зарядных станций постоянного тока. Поначалу они выглядели довольно неуклюже с их громоздким электродвигателем, смонтированным в моторном отсеке, и подвешенным под кузовом 600-килограммовым блоком батарей.
Было предложено положить свинцово-кислотные батареи на дно кузова. Чтобы изолировать их как можно надежнее, сверху сделали второй пол. Это дало возможность пустить в ход и систему эффективной вентиляции.
Машины 1983 года имели более экономичную и надежную систему электропривода, а электрический блок управления на интегральных микросхемах обеспечивал наиболее экономный режим движения.
Снегоходы УАЗ
Работа над снегоходом началась в конце 1960 года. Автомобиль УАЗ-451С был укомплектован сменным сезонным оборудованием для преодоления снежного бездорожья и целины. Вместо передних колес на него устанавливались металлические управляемые лыжи, а вместо задних — резино-металлические гусеничные движители. Лыжи и гусеницы — зимнее оборудование для движения по снегу, а в остальное время года автомобиль использовался как обычный колесный.
Заводские испытания первого опытного образца начались зимой 1963 года, а в следующую зиму два новых образца уже проходили межведомственные испытания в Ульяновской области и Республике Коми. Скорость по снежной целине достигала 15–20 километров в час, по санно-тракторным дорогам — 40–45 километров в час. Также на испытаниях было установлено, что переход с колесной ходовой части на полугусеничную занимает в полевых условиях около часа при работе двух человек.
Рождение легенды
«УАЗ-469 был подготовлен заводом к производству еще в 1970 году, — рассказывал ведущий конструктор УАЗа Алексей Винокуров. — Были закончены все государственные испытания, оставалось получить на это лишь необходимое в таких случаях добро с самого верха. Но его не давали. И главной причиной являлось то, что государство сильно потратилось на развитие других автозаводов в то время — ВАЗ и АЗЛК. Мы это знали, как, впрочем, и то, что медлить с внедрением нашей машины уже просто нельзя. Иначе придется бросить все разработки в корзину и народное хозяйство, армия так и не получат необходимую им технику.
Мы с огромным трудом заполучили на проекте приказа визы всех заинтересованных лиц. Оставалось добиться ее у министра А. М. Потапова, но он упорно отказывал в этом. Была пущена в ход дипломатия руководителей области и завода, министр дал свое согласие посмотреть наши машины. Мы их оперативно доставили в Москву, пригнали во внутренний дворик министерства. Потапов выглянул в окно с четвертого этажа и сказал: „Я их посмотрел. Какие-то красного цвета. Нет, они мне не понравились…“
Я решил обратиться за помощью в отдел машиностроения ЦК. Все рассказал и получил совет: „В этом деле тебе может помочь только один человек — Брежнев. Но это почти невозможно“. Меня познакомили с начальником Завидовского заповедника, и мы договорились о том, что я вручу Брежневу, Гречко и Подгорному наши 469-е УАЗы.
…Дело было к вечеру, и прогуливавшийся по аллее Брежнев был напуган шумом моторов, но, как только ему объяснили, в чем дело, тут же заинтересовался. Посмотрев, загорелся, захотел проехать на невиданной доселе машине. Проехал, кстати, довольно квалифицированно и стал слушать мои объяснения. Разговор длился более получаса. Затем была еще одна наша встреча, и только после этого он дал министру команду провести заседание коллегии Минавтопрома на УАЗе и подписать приказ. Тот самый приказ, которого мы так долго ждали, которого добивались с таким трудом».
Покорение Эльбруса
В августе 1974 года три абсолютно стандартных (без лебедок и противобуксовочных цепей) автомобиля УАЗ-469Б поднялись по серпантинному склону Эльбруса на высоту 4 200 метров над уровнем моря. Чистое время подъема составило всего 38 минут.
В том году на Кавказе проходил автопробег, в рамках которого испытывались внедорожники новой модели УАЗ-469. Конечной точкой маршрута был Грозный, а Эльбрус находится всего в сотне километров от трассы на столицу Чеченской Республики. Почему не заехать?
Восхождение запланировали на утро, а вечер было решено посвятить подготовке машин и отдыху. Проверили давление в шинах, уровень масла в двигателе… Но отдыха не получилось. В ночь перед официальным восхождением к водителям УАЗов обратились спасатели: «На горе в трещину попали люди. Необходимо срочно доставить наверх спасательное оборудование. Без помощи до утра могут замерзнуть». Испытатели откликнулись на просьбу. Все люди были спасены.
Новые времена
Двенадцать лет УАЗ-469 выпускался в неизменном виде, что в конце концов стало вызывать нарекания потребителей. И вот в 1985 году на заводе провели модернизацию: поменяли индексы всех модификаций, установили увеличенные передние и задние фонари, раздельную систему тормозов, облегченный гидравлический привод сцепления, противоослепляющее зеркало заднего вида, более мощный отопитель. В следующем году модернизации подвергся двигатель УМЗ-414.10, мощность которого возросла до 80 лошадиных сил.
А в 1992 году началась новая, рыночная жизнь предприятия под маркой АО «УАЗ». И сразу ознаменовалась премьерой. Вышла новая модификация УАЗ-469 — модель 31514. Она получила металлическую крышу, регулируемые сиденья, пружинную переднюю подвеску и более экономичные двигатели.
В 1999 году выходит удлиненная модификация модели УАЗ-3151 — УАЗ-3159 «Барс», который комплектовался двигателем ЗМЗ-409. В 2000-м появляется УАЗ-3162 «Симбир» с длинной базой.
В 2003 году представлен автомобиль повышенной проходимости — УАЗ «Хантер», пришедший на смену УАЗ-3151. Первоначально он выпускался с закрытым 5-дверным кузовом, оснащенным металлическим верхом. Позднее появилась версия с кузовом «универсал-фаэтон», использовавшая матерчатый верх на съемных дугах.
В 2005 году на заводе начат выпуск модели нового поколения — УАЗ «Патриот». Автомобиль отличался от предшественников не столь утилитарным внешним видом. Кроме того, он получил совершенно новую подвеску, узлы рулевого управления и трансмиссии. Через два года модель уже оснащалась улучшенной системой отопления и кондиционирования салона, а также модернизированной системой охлаждения двигателя.
Плюсы и минусы «Патриота»
На марафоне Дакар-2015, который проходил с 4 по 17 января 2015 года по территории Южной Америки, УАЗ «Патриот» успешно преодолел всю дистанцию гонки в качестве автомобиля сопровождения. В марафоне принимал участие обновленный серийный УАЗ «Патриот», оснащенный бензиновым двигателем ЗМЗ.
Общий пробег на Дакаре составил порядка 14 тысяч километров по абсолютно разному рельефу: горы, пустыни, песчаные дюны. Температура воздуха за бортом достигала плюс 49 градусов…
Из достижений «Патриота» можно также отметить беспрецедентную полярную экспедицию, когда внедорожник за 38 дней успешно преодолел более 21 тысячи километров маршрута, проходившего по дорогам, зимникам, замерзшей тундре и льду моря Лаптевых при отрицательных температурах, опускавшихся до минус 33 градусов.
Впервые в истории российский внедорожник пересек Якутию по зимникам и замерзшей тундре, добрался до якутского поселка Юрюнг-Хая, прошел через Усть-Оленек с западной стороны к одному из самых северных портов России на Тикси, став первым легковым автомобилем, который пересек 73-ю параллель северной широты своим ходом.
Новейшая история
Модернизация флагманской модели продолжается и по сей день. В октябре 2016 года в Новосибирске презентован УАЗ «Патриот» 2017 модельного года. Ульяновский автомобильный завод продолжает развивать свою линейку автомобилей, беспрестанно совершенствуя модельный ряд.
Материалы по теме |