Безумные дни и ночи автобизнеса

20.02.2013

Прогноз «АВТОСОЮЗа» опять оказался верным: российский авторынок побил докризисный рекорд продаж 2008 года. По итогам сезона-2012 он увеличился на 11% — до 2,93 млн автомобилей 

Прогноз «АВТОСОЮЗа» опять оказался верным: российский авторынок побил докризисный рекорд продаж 2008 года. По итогам сезона-2012 он увеличился на 11% — до 2,93 млн автомобилей (по данным Комитета автопроизводителей АЕБ). В «золотой» для автобизнеса 2008 год в России было продано 2,91 млн машин. Еще заметнее прирос новосибирский авторынок — на 24% с результатом около 35 тыс. проданных автомобилей.

Однако особой радости среди игроков местного авторетейла не чувствуется: последний квартал года продемонстрировал даже не рост, а падение рынка. А в целом по России прирост в декабре составил всего 1%. С чем это связано и чего ожидать от сезона-2013? Слово нашим аналитикам. И обо всем по порядку.

 

РОССИЙСКИЙ АВТОРЫНОК

 

Итак, рекорд побит. Несмотря на провал последнего квартала, невзирая на ставшие уже привычными запугивания авторетейла второй волной кризиса. Лидирует, как всегда, LADA, темпы потери клиентов у которой заметно снизились — до 0% в декабре-2012 по сравнению с минус 15% за тот же период годом ранее. В среднем за год набралось всего минус 7%, и, судя по произошедшим с АВТОВАЗом метаморфозам, год 2013-й станет для бренда LADA годом начала возрождения былой популярности.

На втором месте по рынку и первом месте в иномарочном зачете Chevrolet. Уже шестой год подряд и опять в полном соответствии с нашим прогнозом. Небольшое отставание в начале сезона оказалось некритичным для традиционно самого популярного инобренда России.

На третье место поднялся бренд Renault, явивший рынку супердоступный кроссовер Duster, призванный отвлечь внимание покупателей от легкого внедорожника Chevrolet Niva. Niva тем не менее возглавляет российский рейтинг продаж автомобилей класса SUV и даже на 9% увеличила свои продажи, достигнув показателя 59 331 автомобиль за 2012 год. Duster с показателем 47 344 проданных за год автомобиля третий в классе. Между конкурентами классическая «Нива», которая называется сейчас LADA 4x4.

Бывший вице-лидер среди иномарок Hyundai съехал на пятую строчку рейтинга, пропустив вперед, как и ожидалось, братский бренд KIA.

Все выше и выше в рейтинге годовых продаж оказывается Volkswagen. Он уже шестой, поднявшись сразу на три строчки и опередив Nissan, Toyota и Ford.

Динамичнее всех завоевывает российский рынок китайский автопром. Представители из Поднебесной пока в середине рейтинга, однако прирост впечатляет: +190% у Geely, 161% у Chery, 112% у Great Wall. Конкурировать с ними по этому показателю смогли только восстанавливающие свои прежние позиции Chrysler (+155%), Jeep (+125%) и SEAT (+122%).

Впрочем, и по потере покупателей лидируют «китайцы»: Haima — минус 81%. Даже FIAT «отстал», набрав за год минус 69%, а уж Suzuki, Cadillac и Uz-Daewoo со своими не дотягивающими до десятка отрицательными процентами и вовсе в зоне статистической погрешности.

Интересные тенденции наблюдаются в премиум-сегменте. BMW стал лидером «Большой немецкой тройки», Audi в этой же категории обгоняет всех по динамике (+44%). А самый большой премиум-прирост продемонстрировал Porsche — плюс 64%. В целом сегмент растет с опережением рынка.

Самый популярный новый автомобиль российского рынка по-прежнему LADA Priora (125 951 шт.). Самая популярная иномарка по-прежнему Hyundai Solaris (110 776 шт.). Но это по результатам года. В декабре картина изменилась, и есть уверенность в том, что в 2013 году расклад будет другим: на первое место в общем зачете поднялась LADA Granta, в иномарочном — Ford Focus. Лидеры динамики по результатам года — уже упоминавшиеся LADA Granta и Renault Duster (для новичков рынка считать процент прироста некорректно — за тысячу у обоих). Из традиционных моделей первое-второе место с результатом 70% делят Volkswagen Tiguan и KIA Rio (тоже объяснимо: произошло обновление моделей). На третьем месте без объяснения причин Chevrolet Cruze с честными 68%. Вся до сих пор приведенная информация построена на статистике Комитета автопроизводителей АЕБ.

Что еще любопытного отмечено на российском рынке? По оценке «Автостата», парк легковых автомобилей в России по итогам 2012 года вырос на 5,1% и составил 36,9 млн машин. Это не противоречит статистике АЕБ: речь идет не о продажах, а об автопарке.

LADA, разумеется, лидер — 37% рынка и 13,67 млн автомобилей. Первой среди иномарок и второй в абсолютном зачете по-прежнему остается Toyota (3,1 млн авто). На третье место вышел Nissan (1,5 млн). Миллионную отметку в российском автопарке по итогам прошлого года перешагнули марки Chevrolet, Ford и Hyundai (1, 2 млн, 1,08 млн и 1,03 млн соответственно). Близок к своему первому российскому миллиону Volkswagen (970 тыс. автомобилей).

Совокупная доля кроссоверов и внедорожников в продажах пассажирских автомобилей по итогам 2012 года составила 31%. По итогам четвертого квартала доля SUV достигла 33,4%, и они впервые опередили по объему прежде самый объемный малый класс (доля которого снизилась до 32,9%). Аналогичный показатель компактных SUV на российском рынке достиг 20,5%. За пять лет произошло двукратное увеличение.

В денежном выражении, по оценке Ernst & Young, российский авторынок с учетом LCV по итогам 2012 года вырос на 21,9%, до 2,33 трлн руб. В среднем за месяц в России продавалось автомобилей на сумму около 194 млрд руб. При этом средняя цена одной машины в декабре достигла годового максимума в 818 600 руб. За весь 2012 год средняя цена составила 793 600 руб. Один среднестатистический покупаемый автомобиль по сравнению с прошлым годом подорожал на 10%, или на 73 тыс. руб.

В 2013 году российский авторынок собирается спокойно, без особой суеты прирасти на 5—10%.

 

АВТОНОВОСИБИРСК

 

Со статистикой по нашему региону все не так просто: данные Комитета автопроизводителей АЕБ, основанные на отчетах дистрибьюторов, отличаются от данных «Автостата», в основе которых новые автомобили, поставленные на учет в ГИБДД. И оба этих источника расходятся в статистических показателях не только друг с другом, но и с данными самих дилеров, продающих те самые автомобили, которыми отчитываются и которые учитываются. Поэтому анализируем с оговорками.

По статистике АЕБ, новосибирский авторынок за год вырос на целых 24%, хотя в среднем по России этот показатель составил 11%. Всего за минувший год в Новосибирске было реализовано около 35 тыс. новых автомобилей, то есть всего лишь 1,1% от общероссийского объема или 17% от того, что продано в Сибирском федеральном округе. В Сибири мы вторые после Красноярска (21%) и всего на полтора процента опережаем Кемерово.

Первое место по продажам новых автомобилей за 2012 год традиционно удержал бренд LADA. Долгое время интересы этого отечественного производителя представляли трое официальных игроков, но в середине минувшего года у LADA в Новосибирске появился еще один действующий дилер — ГК «СЛК-Моторс». Тем не менее итоговые продажи АВТОВАЗа в Новосибирске упали на 2,8%. Впрочем, это меньше общероссийских 7%. Годовой объем продаж по статистике АЕБ — 8 099 ед.; по данным дилеров — на полтысячи автомобилей меньше. Однако это некритичное расхождение: отрыв от ближайших преследователей настолько велик, что большого значения это несоответствие не имеет. Но чуть ниже этот статистический нонсенс будет разъяснен.

На второй строчке общего зачета и на первой строчке среди иномарок впервые за последние годы (а по данным АЕБ — традиционно) расположилась Toyota с результатом 2 725 авто (данные из всех источников по этому числу практически совпадают). Бывший лидер иномарочного зачета Chevrolet в этом году существенно отстал от лидера по динамике продаж — 2,07% против 27,68% — и набрал около 2 400 проданных автомобилей, впервые за последние годы уступив пальму первенства.

Однако по данным АЕБ у Chevrolet лишь шестое место в общем зачете с показателем 1 673 автомобиля.

Стоит в очередной раз оговориться, откуда такие принципиальные расхождения реальных продаж с официальной статистикой. Дело в том, что Комитет автопроизводителей АЕБ не учитывает продажи еще одного, неизвестного ему дилера Chevrolet — компании «Авто-1», официально продающей на нашем рынке автомобили Chevrolet Niva. Видимо, потому, что происходит это по линии GM-AVTOVAZ, и, ввиду того что «Авто-1» известен АЕБ исключительно как официальный дилер LADA, проданные этим игроком Niva идут в копилку LADA. Все логично, все объяснимо, и статистические работники АЕБ тут не виноваты, но общая картина первичного авторынка Новосибирска существенно искажается. Ежегодные статистические потери Chevrolet по Новосибирску составляют 800, 600, а в этом году около 500 единиц. В масштабах страны это несущественно, но для статпортрета нашего города весьма значимо.

На третьей строчке иномарочного зачета расположился Hyundai, потерявший за год 5%. Четвертое иномарочное место у Renault, который в прошлом году обрел второго дилера в Новосибирске в лице ГК «МАКС Моторс», получил полноценный дилерский центр в исполнении компании «Автомир-Новосибирск» и в результате поднялся в рейтинге на две строчки с приростом в 43%.

Замыкает топ-5 иномарок Volkswagen. Впервые в истории Новосибирска. В столице Сибири бренду удалось прирасти на 109%, вследствие чего Volkswagen «взлетел» с 10-й строчки к вершинам рейтинга. Такой стремительный рост связан с неиссякаемой популярностью модели Polo, на которую приходится 50% всех продаж бренда, а также запуском второго дилера Volkswagen — «Автомир ФВ Новосибирск».

Очень неплохо в новосибирском рейтинге приподнялся Nissan, заняв восьмое место и продемонстрировав 38% прироста. Есть все основания полагать, что произошло это благодаря появлению нового дилера с очень позитивным (как показал опрос) именем «Сибирские Моторы» и креативной маркетинговой и пиар-политикой. В том, что Nissan есть куда расти, сомнений нет — в целом по России марка обгоняет по продажам Toyota, а в Москве и вообще занимает первое место по объему реализации.

Далее в рейтинге (на девятой строчке общего зачета) располагается марка KIA, еще год назад занимавшая лишь 12-е место. В минувшем году в Новосибирске дистрибьютор марки обзавелся двумя новыми дилерами (компании «МЕГАПАРК» и «АвтоСтар-Азия») в дополнение к первопроходцу KIA в регионе — компании «Сармат».

Замыкает топ-10 Ford, поднявшийся на это место с 13-й позиции с темпом прироста 66%. Безусловно, в этом заслуга в первую очередь компании «МАКС Моторс», осуществившей давнюю мечту бренда — открыть дилерский центр на левом берегу Новосибирска. Наибольшие продажи приходятся на бессменный локомотив модельного ряда марки — Focus, к концу года вернувший себе статус самой продаваемой иномарки российского рынка.

Покинули топ-10 Uz-Daewoo, упавший с 8-го на 16-е место, и бренд Suzuki, опустившийся на 12-ю строчку. А ведь всего пару лет назад автомобили Suzuki пользовалась значительной любовью новосибирцев — марка входила в топ-3 брендов по продажам. Так уронить японский бренд, специализирующийся на компактных SUV, в нашем регионе надо было умудриться. Впрочем, все закономерно: при наблюдаемом уровне маркетинговой и пиар-активности Suzuki в Новосибирске даже наши прояпонские автомобилисты стали забывать, что такое Suzuki и зачем он им нужен. Пиар рулит.

Премиум-сегмент авторынка традиционно растет гораздо быстрее, чем сам рынок в целом. Так, темпы его прироста по итогам года составили ни много ни мало 60% в сравнении с 24% в среднем по рынку. При этом, если в целом по России первое место среди премиум-брендов занимает BMW, после которого идут Mercedes-Benz и Audi, то в Новосибирске ситуация иная.

Первое место по продажам в нашем мегаполисе среди премиум-брендов по итогам года удержал Lexus. Так, за год было продано 523 автомобиля этой японской марки, что позволило ей занять первое место по продажам в городе. Высоким результатам поспособствовало то, что в 2012 году официальный дилер Lexus в Новосибирске — ГК «СЛК-Моторс» — открыл полнофункциональный дилерский центр.

Второе место в Новосибирске занял Mercedes-Benz с результатом в 314 автомобилей, хотя еще год назад марка довольствовалась лишь третьей строчкой. Ее удерживает бренд BMW, которому впервые за последние годы удалось обогнать марку Audi, занявшую четвертое место. Замыкает топ-5 Land Rover, выросший на 40%.

 

МАКРОТЕНДЕНЦИИ

 

Неожиданное, как все негативное всегда у нас бывает, падение объемов реализации в конце года вместо ранее наблюдаемого в этот же период пика спроса на авторынке кремлевские аналитики объясняют макроэкономическими процессами. Как выглядят эти процессы? Безобразно! Но при этом на удивление однообразно. Если наблюдать за ними со стороны, из нашего микрорегиона, то следующим образом. Начиная со второй половины предкризисного 2008 года реализуется один и тот же сценарий. В начале сентября, по окончании сезона падения деловой активности, первые лица новосибирских представительств банков призываются в Москву на архиважные совещания. По возвращении в Сибирь банкиры имеют очень мрачные лица и очень важную информацию: «Мир на грани катастрофы! Срочно сворачиваем все программы, деньги лучше собирать, чем раздавать, а если и раздавать, то под увеличенный процент — чтобы еще больше собирать». «Банковская истерия», как окрестил ее один из корифеев новосибирского автобизнеса, подогревается волной пиара, нагоняемой федеральными СМИ. В результате народ начинает чего-то опасаться, пересматривает свои потребительские планы и приходит к выводу, что покупку автомобиля стоит отложить до лучших времен. Готовившийся было взлететь к расчетным показателям авторынок теряет покупателей. Причем сильно теряет, ввиду того что раздувшийся в своей процентной ставке автокредит в этот истерийный период очень неинтересен потенциальному автовладельцу.

В 2008 году мы еще не научились верить Москве и наш авторынок в последнем квартале года переживал невиданный взлет, в то время как в столице он впал в жесткий минус. В 2009 году мы пожалели, что сразу не поверили Москве: падение авторынка в нашем регионе стало самым глубоким в стране — около 80%. В 2010 году мы в ногу со всей страной выбрались из кризиса. Но осенью 2011-го сценарий повторился под видом «второй волны кризиса». Кто-то, наученный горьким опытом, поверил сразу, кто-то дождался декабрьских протестных настроений, связанных с выборами, — народ опять отложил автопокупки, авторынок опять не поднялся на свою резонную высоту.

Но сформировался отложенный спрос, выстреливший в 2012 году. Мы не то чтобы просто окончательно выбрались из кризисной ямы, но и превзошли самих себя образца докризисного 2008 года. И каково же было удивление, когда осенью-2012 банкиры опять поехали в Москву… Но как на этот раз напугать потребителя? Пятый год подряд шутка про кризис может уже и не сработать, выборов в конце года нет — протестных настроений не ожидается. Зато ожидается конец света!

В общем, сработало! Да так сработало, что народ не отложил автопокупки, а вложил накопленные деньги в недвижимость — от греха подальше. Шутки шутками, но большинство дилеров отмечают: «С 21 декабря ни одного покупателя в шоу-руме — как отрезало!» И так до середины января.

Чего ждать в этом году? Прогноз сдержанный — ни особых взлетов, ни катастрофических падений продаж на авторынке не ожидается. Правда, осенью Москва опять призовет топ-банкиров на секретные совещания… Чем в этом году будут обосновывать сто вторую волну кризиса? Судя по тому пиар-фону, который наблюдается сейчас, в сентябре мы узнаем про самую страшную коррупционную схему, которая ударит в самое сердце бюджета, и надо будет срочно спасать страну от экономического позора. Где-то через месяцок после этого выяснится, что мы абсолютно не готовы к сочинской Олимпиаде: то, что построено, надо перестраивать, а то, что не построено, срочно доделывать. Надо будет спасать страну от политического позора. Понятно, что придется потуже затянуть пояса, — мы ж патриоты, не хотим лицом в грязь. Вряд ли авторынок от этого сильно отстанет от плана — на осень взлета продаж уже никто не планирует.

Но все это не так интересно, как то, что будет твориться у нас внутри самого этого рынка.

 

ПРЕДЕЛЫ  ПЕРЕДЕЛА

 

Лучше всего происходившее, происходящее и будущее происходить в пределах границ новосибирского рынка новых автомобилей характеризуют два тренда: появление вторых и даже третьих дилерств одного бренда и усиление влияния на наш авторынок федеральных игроков авторетейла.

Что продемонстрировал 2012 год? Что темпы роста нашего авторынка в два раза выше, чем в среднем по России. А значит, это уже становится интересным для федерального автобизнеса и без пресловутой «руки Москвы» нам уже никак не обойтись. И эта рука в лице дистрибьюторов подписывает протоколы на открытие вторых и даже третьих дилерств по не самым востребованным брендам. Эта же рука направляет к нам потоки нераскупленных Москвой автомобилей, затоваривая местные склады и перегревая рынок. Для чего? Ну уж совсем не для того, чтобы укрепить наш доморощенный автобизнес. Грядет передел рынка. Искусственно насаждаемое усиление конкуренции плюс перенасыщение рынка при относительно невысокой покупательной способности населения породило у нас такое нехорошее явление, как демпинг. Ранее такого на авторынке не наблюдалось: впервые за всю историю регионального автобизнеса в конце 2012 года по Новосибирску прокатилась волна распродаж ниже стоимости, «безумных ночей», запредельных скидок. А демпинг — это такая мрачная штука, от которой не выигрывает никто: тот, кто демпингует, работает без прибыли; против кого демпингуют — теряет покупателей; покупатели приобретают автомобили с сомнительным будущим.

Мы это уже проходили по некоторым брендам: сначала распродажа по стоимости ниже рекомендованной производителем, затем банкротство, затем не понятно, где обслуживать автомобиль отсутствующего на рынке бренда, и не понятно, кто его теперь купит даже при очень невысокой остаточной стоимости. Местные игроки вымрут, федералы, собрав не ими взбитые сливки, удалятся на более сытные луга.

Не хотелось бы, чтобы этот пессимистический прогноз стал реальностью. Хочется верить, что на каком-то этапе этот беспредел остановится. Если уж не одумаются «там, наверху», то, может, «заграница нам поможет?» Экономика в еврозоне налаживается, если в Старом Свете авторынок проснется, производители уже не будут направлять на Россию непереваримое количество автомобилей — Европа им интереснее. «Рука Москвы» себя любимую без подпитки тоже не оставит — будет заворачивать потоки поближе к своему карману. Глядишь, все и сбалансируется. Без потерь, конечно, уже не обойтись, но хотелось бы, чтобы их случилось поменьше.

 

Евгений ВЛАДИМИРСКИЙ

Александр РЕЗНИКОВ

Евгений РАДЧЕНКО

Материалы по теме

  • Драйверы роста рынка
  • Статистическая погрешность
  • Начало года: итоги и прогноз
  • Рейтинг года 2010