Начало года: итоги и прогноз

Начало года: итоги и прогноз

25.02.2012

Минувший год принес нашему первичному рынку легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) рост 39% (по данным Комитета автопроизводителей АЕБ). Именно такой уровень год назад и прогнозировал «АВТОСОЮЗ». Как и предсказывалось, позицию лидера сохранили за собой Lada...

Минувший год принес нашему первичному рынку легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) рост 39% (по данным Комитета автопроизводителей АЕБ). Именно такой уровень год назад и прогнозировал «АВТОСОЮЗ». Как и предсказывалось, позицию лидера сохранили за собой Lada в общем зачете и Chevrolet среди марок иностранного происхождения. Чего ожидать в этом году? Вернутся ли в 2012-м темпы роста автопродаж на докризисный уровень?

 

ИТОГИ-2011

 

В 2011 году отечественный рынок подрос на 740 614 проданных новых автомобилей. Безоговорочный лидер российских продаж — автомобиль в России же и произведенный. В верхней половине топ-25 самых продаваемых у нас моделей только одно авто нероссийского производства, но и не сильно-то иностранного — узбекский бестселлер Nexia.

 

Lada, как всегда, на верхней строчке и помарочного, и помодельного рейтинга продаж. На первой строчке списка популярности иномарок на протяжении уже пяти лет остается Chevrolet. Вслед за бессменным инолидером в прошлом году оказался Hyundai, сменив своего «родcтвенника» KIA, придержавшего козырь — новый Rio — для создания благоприятного климата продаж одноплатформенного с ним Hyundai Solaris. Renault сохранил свои позиции, Ford с 5-го места приопустился до 8-й строчки. Поменялись местами Nissan и Toyota на 7-й и 8-й позициях. Теперь Toyota чуть впереди.

 

Наивысший прирост продаж за год среди представленных на новосибирском рынке иномарок с результатом 133% продемонстрировал китайский бренд Lifan — новичок нашего рынка. Из традиционных игроков по динамике продаж лидирует Volkswagen — плюс 100%.

 

В премиум-сегменте расстановка сил такова. Лидер — Mercedes-Benz с результатом 29 058 проданных автомобилей и ростом 47% (без учета LCV). На втором месте BMW, только-только возобновивший свою деятельность в Новосибирске: общероссийский объем продаж 28 165 автомобилей, прирост 34%. Замыкает тройку лидеров российского премиального рынка бренд Audi (23 250 авто и 26%).

 

Впрочем, не для всех прошедший год оказался позитивным. Энергичнее всех терял покупателей ТагАЗ — минус 75%. А также марки, официально не представленные в Новосибирске: Chrysler (- 58%) и Dodge (- 42%). Любопытно, что у Jeep, бренда этой же группы, прирост 159%, то есть CJD в целом в заметном плюсе.

 

ФАКТОРЫ-2011

 

Рос рынок неровно: очень сдержанно в начале года, бурно в середине — вплоть 50%, и пессимистично под закат сезона-2011 (23% в декабре). Могли ли россияне приобрести больше автомобилей? Могли, спрос опережал предложение начиная со второго квартала года.

 

Что повлияло на уровень продаж? Прежде всего, неготовность производителей удовлетворить ажиотажный спрос: не отпускающий еврозону кризис оказал существенное влияние на производственные планы. И если говорить о бестселлерах, то все, что поставлялось на наш рынок, то и потреблялось. У многих дилеров к середине года закончились годовые квоты, стали расти очереди, падали проценты роста продаж.

 

Еще один существенный фактор — техногенная катастрофа с печальным именем «Фукусима». А это ведь не только очень востребованные нашим рынком марки автомобилей, но и сверхвостребованные всем автомиром комплектующие.

 

И наконец, политика. Состояние автопродаж в нашем регионе в декабре автодилеры характеризовали коротко: «Как отрезало!» Влияние протестных настроений на потребительские планы — это тема отдельного исследования. Лучше вспомнить еще один немаловажный фактор, повлиявший на потребительские планы россиян в конце прошлого года: нагнетание кризисных опасений, поддержанных повышением процентных ставок…

 

НАЧАЛО-2012

 

Обычно скромный по уровню автоспроса январь в начавшемся 2012 году в среднем по стране оказался на 23% поинтереснее для авторетейла, чем январь прошлогодний. Крепнут обозначившиеся тенденции: сам себя по темпам роста обгоняет Volkswagen (+ 118%), преодолев еще две строчки в рейтинге общероссийских продаж (7-е место по итогам января, 9-е место за 2011 год). Теряют покупателей Lada (- 21%), Suzuki (- 11%), приступил к передаче своих клиентов конкурентам Lexus (- 7%).

 

Продолжается интенсивное наступление на наш рынок корейского автопрома. Не снижает темпов роста Hyundai (+ 86%), вооружившийся мощным оружием покорения умов наших автовладельцев под именем Solaris. Вплотную приступил к реализации планов захвата верхней строчки российского рейтинга бренд KIA со своей версией оружия массового поражения воображения автопокупателей — моделью с шильдиком Rio.

 

Общий результат на начало года: Lada с существенным отрывом продолжает оставаться впереди, среди иномарок на первом месте по результатам месяца KIA, в премиум-сегменте лидирует BMW. Гонка началась. С каким результатом подойдем к концу года?

 

ПРОГНОЗ-2012

 

Рынок будет расти. Протестные настроения лишь отложили спрос, аналогично сработали и кризисные запугивания: отечественным финансистам и в прошлом-то году никак не удавалось нарисовать убедительную картину второй волны кризиса, а сейчас и вовсе не до того. Народу уже скучно запугиваться, и сегодня он хочет жить лучше, чем вчера, а завтра — лучше, чем сегодня.

 

Готов к интенсивному повышению спроса и мировой автопром. Япония восстанавливается от фукусимской катастрофы; европейский автопроизводитель активно кредитуется и наращивает производство; Корея совсем не против помочь им в деле наполнения российского рынка новыми иномарками; Китай поднял качество своих автомобилей на новый уровень и активно развивает российскую дилерскую сеть. Да и наш родной автопром не дремлет — не даст образоваться вакууму там, где не справятся зарубежные коллеги.

 

Не исключено, что поменяется расклад на верхушке рейтинга популярности иномарок в России, очень уж интенсивно наступают на наш рынок корейцы, а KIA, в частности, пару лет назад уже даже вслух обозначил свои амбиции.

 

Каким ожидается прирост продаж? Больше, чем в минувшем году. Мерить процентами к общему количеству проданных авто и тех, которые будут проданы к концу года, так красиво, как это было в прошлом году, уже не получится: на 40% роста от 2 653 408 проданных в 2011 году штук у нас потенциальных автопокупателей не хватит. По прогнозу Комитета автопроизводителей АЕБ, уровень российских продаж в 2012 году может составить 2,8 авто. Это на 146 592 автомобиля больше, чем в прошлом году. В процентах к годовой реализации — всего-то 6%, по темпам прироста уже больше — 20%. Много это или мало? Если сформировавшийся авторынок цивилизованного государства за год прирастает на 3% новых автомобилей, это считается очень хорошо. Мы приближаемся к цивилизованности. И еще для сравнения: европейские авторынки пока демонстрируют вообще отрицательную динамику. Только Испания в январе приподнялась на 2,5% — впервые за последнее полугодие.

 

АВТОНОВОСИБИРСК-2012

 

Как новосибирский авторынок новых легковых и LCV-автомобилей будет себя вести по отношению к общероссийскому? В кризис он просел значительно сильнее рынков других регионов и восстанавливаться будет интенсивнее. В 2012 году темпы роста нашего регионального рынка будут опережать среднестатистические по стране. И к тому есть достаточно предпосылок.

 

С начала года возродил свое присутствие в регионе бренд Citroen (компания «Авто Сити»), начинает работать второй дилер Ford (ГК «МАКС Моторс»), переезжает в более доступно расположенный постоянный дилерский центр марка Mazda (ГК «МАКС Моторс»), в ближайшее время состоится официальное открытие второго дилерского центра KIA в Новосибирске («АвтоСтар-Азия»), не пройдет и месяца, как приступит к работе третий, левобережный официальный автоцентр KIA (дилерская компания пока воздерживается от публичного оглашения имени). Открывается левобережный дилерский центр Volkswagen ("Автомир - Новосибирск"). Подписаны протоколы о намерениях по второму дилерству Renault и Skoda в Новосибирске, не за горами второе дилерство Toyota в столице Сибири, ожидается появление и нового мультибрендового игрока с российским именем на нашем рынке.

 

Первичный авторынок Новосибирска вступил в год интенсивного развития.

 

Евгений ВЛАДИМИРСКИЙ

Материалы по теме

  • Безумные дни и ночи автобизнеса
  • Драйверы роста рынка
  • Статистическая погрешность
  • Рейтинг года 2010