Статистическая погрешность

20.04.2012

Очередной отчет Комитета автопроизводителей АЕБ в очередной раз вызвал массу вопросов. Неужели действительно Новосибирск автомобильный именно такой, каким он показан в цифрах продаж за зимние месяцы 2012 года? Неужели то, что мы видим своими глазами на дорогах нашего мегаполиса, настолько сильно отличается от того, как нас рисуют в отчетах АЕБ? Можно ли вообще доверять этой статистике? Пробуем разобраться…

Очередной отчет Комитета автопроизводителей АЕБ в очередной раз вызвал массу вопросов. Неужели действительно Новосибирск автомобильный именно такой, каким он показан в цифрах продаж за зимние месяцы 2012 года? Неужели то, что мы видим своими глазами на дорогах нашего мегаполиса, настолько сильно отличается от того, как нас рисуют в отчетах АЕБ? Можно ли вообще доверять этой статистике? Пробуем разобраться…

 

СТОРОННИМ  ВЗГЛЯДОМ

 

Как мы выглядим со стороны, на фоне других регионов России? Не очень впечатляюще. Доля Новосибирска и области в общем объеме продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей 1,16%. Это на 0,01% меньше, чем в прошлом году, зато на 0,04% больше, чем в позапрошлом. Третий по количеству жителей город России на 18-й строчке рейтинга двухсот с небольшим автопродающих регионов.

Впереди — Москва с долей 26,62%. За главной столицей России Северная столица — 6,89%. Мы, называя свой любимый город столицей Сибири, даже в Сибири не первые. Впереди по анализируемому показателю Тюмень и Красноярск. Похоже на правду? Вполне! Тому много причин: и платежеспособность населения, и история формирования нашего авторынка, и наша «любовь» к подержанным автомобилям… Но не об этом сейчас идет речь. Общероссийская статистика АЕБ выглядит вполне достоверной и никаких сомнений не вызывает.

 

НА  МЕСТНОМ  УРОВНЕ

 

Верится и в рейтинг общероссийских продаж, и в то, что Lada — безоговорочный лидер как по всей стране, так и у нас. Но в то, что касается расклада по иномаркам конкретно в нашем мегаполисе, верить не получается. Да, рынок у нас специфический и своей структурой не может не отличаться от рынков доуральских регионов, но неужели такие кардинальные различия?

Да, Новосибирск можно было бы смело переименовать в Тойотаград, если бы кому-нибудь в голову взбрело переименование: Toyota доминирует и на наших дорогах, и в рейтингах АЕБ по Новосибирску. Вроде бы и здесь все совпадает. Но ведь транспортный поток состоит как из новых, так и пробеговых автомобилей. И если по вторичному рынку вопросов нет — однозначно доминирует, то по первичному вопросы следуют один за другим:

— Может ли далеко не самый автопокупающий регион потреблять автомобилей более высокого ценового сегмента больше, чем самых доступных, а оттого и самых популярных во всей остальной России брендов? И в два раза большей долей, чем в самом платежеспособном регионе?

— Может ли всероссийский инобренд номер один пятилетней выдержки (Chevrolet) быть в Новосибирске лишь третьим в иномарочном зачете (по итогам зимы-2012)?

— Может ли «ГАЗель» в Новосибирске обогнать в продажах тот же Chevrolet — весь бренд целиком — и войти в топ-5 зимних продаж в то время, как во всех соседних регионах, да и по всей стране эта модель в лучшем случае в десятке лидеров у нижних строк топ-10?

— Может ли во «французской диаспоре» нашего рынка Renault уступать в продажах Peugeot?

— Может ли только-только начинающий продаваться у нас Cadillac обогнать числом продаж давно уже полюбившийся сибирякам Audi?

— Можно ли вообще доверять этой статистике?

 

ОТВЕТЫ  НА  ВОПРОСЫ

 

А почему бы и нет! Может быть все что угодно — рынок-то у нас особенный. Но лучше все-таки проверить. Насколько достоверна предоставленная АЕБ информация, насколько она совпадает с реальными продажами, возможна ли статистическая погрешность и каковы ее размеры и причины. Обращаемся к первоисточнику — первым лицам новосибирского автобизнеса.

Ответы у вас перед глазами. Вот только не все согласились на публикацию своих комментариев. По разным причинам, в том числе и потому, что иногда звучала информация «только это не для прессы, ладно?». Но общая картина более или менее понятна.

Итак, что такое статистика АЕБ? Это цифры продаж, которые представили в Комитет автопроизводителей импортеры. Иногда по каким-то причинам информация задерживается, не предоставляется, и в статистике появляются пустые графы месячных продаж. Это не значит, что продаж не было, и уж совсем не значит, что суммарные продажи за два месяца зимы-2012, к примеру, действительно так низки, как их «рисует» АЕБ. Это значит, что некоторые бренды в рейтинге АЕБ вдруг оказываются намного ниже той позиции, которую они в реальности занимают на рынке. Да, потом эти цифры находятся, доплюсовываются, и к концу года картина почти выравнивается. Вот только иногда и некоторые декабрьские результаты перетекают на следующий год… Но в общем и целом годовому отчету Комитета автопроизводителей АЕБ доверять можно. Но, наверное, лишь в том, что касается общих продаж по России, а не в регионах. Почему?

А откуда берут данные импортеры? Во-вторых, из реальных отгрузок, а во-первых, из отчетов дилеров. Но между отчетами и реальными продажами есть разница. Иногда рынок проседает, и во избежание проблем с импортером на тему выполнения плана дилер вынужден подавать завышенные цифры. А иногда, наоборот, продажи пока идут, обгоняя планы, а завтрашний день не сулит ничего хорошего. Лучше сегодня показать поменьше, зато завтра будет чем прикрыть брешь. В общем, в реальном времени это вопрос взаимоотношений дилера и импортера, но никак не статистического анализа.

Но есть и еще более глубокие проблемы, ломающие реальную картину первичного регионального рынка. Для общероссийского рынка они находятся на уровне статистической погрешности размером в сотые доли процента, но для нашего куда более весомы.

 

ОСОБЕННОСТИ  РЕГИОНАЛЬНЫХ  ПОДСЧЕТОВ

 

Поиски ответа на вопрос «Почему по всей стране Chevrolet лидирует, а у нас нет?» привели к любопытным результатам. На протяжении нескольких лет редакция издания «АВТОСОЮЗ» производила и помесячные, и годовые подсчеты реальных продаж новосибирских дилеров. Пользовалась и официальными, и негласными источниками информации. И выяснилось, что один из трех новосибирских дилеров Chevrolet почему-то не учитывается статистиками Комитета автопроизводителей АЕБ. Из месяца в месяц, из года в год представленные Комитетом данные различались с реальностью ровно на результаты продаж этого дилера. Любопытно, но единственного из трех, открывшего монобрендовый дилерский центр Chevrolet. Шесть с половиной лет назад…

И если сложить цифры продаж всех трех новосибирских дилеров Chevrolet, получится совсем другой результат и совсем другой расклад в картине первичного авторынка нашего мегаполиса.

Похожая картина и по марке GAZ, и там, где еще не изжиты «серые» дилерства. Стопроцентно достоверной информацией располагают лишь сами дилеры и лишь в том, что касается их собственных продаж.

Евгений Радченко

 

Наталья Жданова,

генеральный директор ЗАО «УПК «СЛК-Моторс»

(официальный дилер брендов Porsche AG, Audi, Volvo, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Ford, Lada, уполномоченный партнер Lexus):

 

— Статистика хороша тогда, когда она подана вовремя. Сами данные у меня не вызывают сомнений: те, что мы показываем в отчетах, и те, которые приводит Комитет автопроизводителей АЕБ, идентичны. Поэтому достоверность информации у меня больших сомнений не вызывает.

Но проблема с АЕБ другая. В последнее время перестали подавать данные некоторые производители, и реальной общей картины рынка мы уже не видим. В результате статистика АЕБ перестала быть тем инструментом, которым можно пользоваться. Например, свою долю в «Большой немецкой тройке» (Audi, BMW, Mercedes-Benz) мы по приводимым АЕБ данным уже не можем посчитать и вынуждены пользоваться другими источниками информации. Статистика АЕБ утратила статус рабочего инструмента.

А самое неудобное — чувствуется некая хаотичность в сборе информации, которая отражается на приводимых данных. Не позже первой декады месяца нам уже нужно анализировать состояние рынка, вырабатывать оперативные планы, но ожидаемая статистика АЕБ запаздывает. Затем появляется, но с неполными данными. Затем происходят досылы, но лишь с фрагментами необходимой информации, и так далее. Это очень неудобно!

За неимением ничего другого мы, конечно, пользуемся этой информацией, но с очень большими оговорками. Нам необходим инструмент, который действовал бы в российском масштабе и который учитывал бы немного другие данные: не то, что дилеры подают производителям, а то, что регистрируется в ГИБДД. Причем реально зарегистрированные автомобили, а не цифры для отчетов.

Лично для меня статистика АЕБ на сегодняшний день, увы, не тот инструмент, используя который я могу сделать необходимый для работы анализ.

 

Евгений ЦАПНИК,

генеральный директор ООО «СМ-Моторс»

(официальный дилер Honda):

 

— По представляемому нашим дилерским центром бренду Honda могу сказать, что количество проданных автомобилей, отображенное нами в отчете импортеру за 2011 год, абсолютно совпадает с тем, что представляет Комитет автопроизводителей АЕБ. Цифры реальные и достоверные.

У нас проданным считается автомобиль, выданный клиенту. Не отгруженный, не заказанный, а оплаченный и реально выданный. И именно эти цифры и указываются в отчете, и они совпадают с тем, что приводит АЕБ.

По результатам деятельности других представленных на нашем рынке брендов я ориентируюсь на статистику АЕБ.

 

Андрей Брылев,

коммерческий директор УПК «МАКС Моторс»

(в группу компаний входят официальные дилеры Jaguar, Land Rover, Volkswagen, Subaru, Ford, Mazda, Mitsubishi, УАЗ, ТД «Русские автобусы»):

 

— На сегодняшний день Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) является влиятельным представительством иностранного бизнеса в России. Я полагаю, что одно из направлений деятельности этой организации — это предоставление иностранным предпринимателям и финансистам подробной информации о том, что происходит в России. То есть предоставляемые цифры, на мой взгляд, надо рассматривать как обмен данными между участниками рынка, и не более того.

Такого рода информацию мы не воспринимаем как истину в последней инстанции, как достаточную для анализа картину того, что реально происходит в представляемой нами отрасли, а используем лишь как индикатор динамики рынка, показатель долевого соотношения различных сегментов, источник данных для понимания обобщенной ситуации.

В любом случае статистика одного источника информации не может рассматриваться как окончательный инструмент для анализа. Для составления более объективной картины имеет смысл использовать дополнительные данные.

Являясь официальным дилером многих брендов, наша группа компаний пользуется в том числе и данными импортеров. Для проведения детального анализа рынка и стратегического планирования невозможно использовать один источник.

 

Дмитрий Морозов,

генеральный директор компании «Сармат»

(официальный дилер ГАЗ, KIA):

 

— В том, что касается представляемых компанией «Сармат» марок — ГАЗ и KIA, положение в рейтинге новосибирских продаж, на мой взгляд, соответствует реальности. В последнее время действительно чувствуется определенный подъем продаж по марке ГАЗ. Объемы реализации по KIA пока ниже, но наблюдается устойчивая тенденция к повышению.

В том, что касается приведенных цифр… «Сармат» один столько продает, и даже чуть больше. А ведь есть еще один дилер ГАЗ. Кроме того, у этой марки, по моим данным, есть и «серые» продажи в регионе. Начал работать и второй дилер KIA в Новосибирске, и вполне успешно.

То есть данные АЕБ по реальным продажам автомобилей ГАЗ и KIA в нашем городе довольно далеки от реальности: они несколько занижены. Насколько это могло повлиять на положение в общем рейтинге, не берусь судить, точной информацией по другим брендам располагают только сами дилеры.

 

Альфед Агзамов,

генеральный директор компании «Сибтрансавто-Новосибирск»

(официальный дилер Chevrolet, Opel):

 

— Честно говоря, мне всегда были непонятны данные АЕБ по Новосибирску. Еще ни разу не встречал в этом источнике достоверной региональной информации, и, по располагаемым мной данным, картина того, что в действительности представляет собой авторынок региона, искажена.

Не буду говорить о других брендах, но по Chevrolet цифры всегда занижены на 30—40%. Пытался понять, почему так происходит, и пришел к выводу, что Комитет автопроизводителей АЕБ в своей статистике не учитывает продажи одного из трех новосибирских дилеров Chevrolet. Вряд ли не знают, что у нас три, а не два дилера, каждый со своим пакетом дилерств. Один из которых официально представляет АВТОВАЗ (Lada) и GM-AVTOVAZ (Chevrolet Niva). И, скорее всего, показатели его продаж приписывают либо другому региону, либо другой марке. Зачем это делается — не мне судить.

В своей работе данными АЕБ не пользуюсь: не считаю их достоверными.

Материалы по теме

  • Безумные дни и ночи автобизнеса
  • Драйверы роста рынка
  • Начало года: итоги и прогноз
  • Рейтинг года 2010