Рейтинг года 2010

16.02.2011

В 2010 году рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), вырос ровно на 30 % по сравнению с 2009 годом. По объемам продаж лидирует отечественный автопром. Среди иномарок самые высокие показатели у бренда Chevrolet.

В 2010 году рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), вырос ровно на 30 % по сравнению с 2009 годом. По объемам продаж лидирует отечественный автопром. Среди иномарок самые высокие показатели у бренда Chevrolet.

 

Всего в России в прошлом году продано 1,91 млн новых автомобилей — на 444 831 больше, чем в предыдущем году. Самым бурным с точки зрения динамики продаж выдался последний месяц года: в декабре прирост объемов реализации по сравнению с аналогичным месяцем 2009 года составил 60 %.

 

Безоговорочное лидерство на отечественном рынке продолжает удерживать родной автопром: суммарные объемы продаж «нашемарок» (Lada, ГАЗ, УАЗ, «Иж») — 645 591 легковой и легкий коммерческий автомобиль. Это 33,8 % всего рынка новых авто исследуемой категории. Прирост продаж к прошлому году у Lada и УАЗ в полтора раза выше, чем в среднем по рынку, — 48 % и 41 % соответственно.

 

Большинством аналитиков такое положение дел объясняется работой программ утилизации и государственного субсидирования. Однако главная причина была и остается одна — ценовая доступность отечественных автомобилей при относительно невысокой платежеспособности населения. И в кризис эта платежеспособность отнюдь не повысилась.

 

Утилизация коснулась и собираемых в России иномарок — а в списке самых популярных в нашей стране авто 9 из 10 автомобилей собираются на российских предприятиях… И востребованность этих моделей в 2010 году превысила уровень производства. Ровно настолько же (в процентах), насколько ощущался дефицит и «нашемарок». То есть спрос абсолютно по всем направлениям превысил предложение, и рейтинг года формировали не покупатели, а производители — кто сколько смог собрать автомобилей, тот столько и продал.

 

Среди иномарок четвертый год подряд на отечественном рынке лидирует бренд Chevrolet. Побит предыдущий рекорд — три года непрерывного лидерства, — установленный этим же производителем год назад. Впрочем, в лице KIA у североамериканцев вызревает достойный конкурент: лишь немного отстав в продажах (на 11 998 автомобилей), корейцы значительно опережают в динамике — 49 % прироста (больше, чем у Lada!) против 11 %. А во второй половине года по месячным результатам KIA даже и опережал Chevrolet, и многие, очень многие пророчили победу корейской марке, но… Рекордный декабрь принес Chevrolet 35 % прироста продаж (к декабрю 2009 года), а KIA минус 4 %... Мощности производства не хватило? Или все же не только в еврозоне нашей страны куются рейтинги? Чем дальше от Урала к Приморью, тем менее заметны «корейцы» на наших дорогах.

 

В результате иномарочный лидер нашего рынка сохранил свои позиции, у KIA второе место, на третьей ступеньке почета Renault. Высшую динамику показал бренд Isuzu — плюс 284 %, лидер провала китайская марка Geely — минус 75 %. Среди моделей энергичнее всех прирастал поклонниками Chevrolet Cruze — 863 %, но это по результатам годовых продаж: модель только-только вышла на рынок в конце 2009 года. Корректнее лидером динамики назвать KIA Rio — плюс 187 %. Неплохой прирост у ветерана Lada 2105/2107 — 102 %.

 

В целом похожа ситуация и в Сибири, но различия есть. Прирост годовых продаж тот же – 30%. Если вспомнить, что авторынок в Новосибирске в кризис упал сильнее, чем в большинстве других регионов, то до полного восстановления нам еще не так близко, как жителям европейской части страны.

 

Безоговорочный лидер рынка новых автомобилей тот же – марка Lada, в регионе она официально представлена компаниями «Автоцентр», «Новосибирск-Лада» и «Авто-1». На втором месте Chevrolet. Но если говорить только об иномарках, то Chevrolet уже который год подряд с большим отрывом опережает ближайших преследователей. Этот бренд в нашем городе представляют «Сибтрансавто-Новосибирск» (полная линейка сертифицированных в России моделей марки), «Новосибирск-Авто» (только корейские модели), «Авто-1» (только российское подразделение GM).

 

В нашем городе KIA на пятки лидеру рынка пока не наступает. Наш авторегион вскормлен японским автопромом в праворульном, в основном, исполнении, и пока предпочитает подержанную Toyota новенькому KIA. Неплохо, впрочем, расходятся и новые Toyota, в том числе и шушарской сборки (представляет компания «СЛК-Мотрс») – у этого бренда третье место в региональном рейтинге продаж новых авто.

 

Прогноз Комитета автопроизводителей АЕБ на 2011 год — 2,24 млн проданных в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

 

Евгений ВЛАДИМИРСКИЙ

Материалы по теме

  • Безумные дни и ночи автобизнеса
  • Драйверы роста рынка
  • Статистическая погрешность
  • Начало года: итоги и прогноз