Наконец-то это свершилось: я стал обладателем Chevrolet Niva. 2004 года рождения — то есть уже переболевшее детскими болезнями. Но в заводской комплектации — то есть пока без взрослых доработок. Пора браться за дело!
Наконец-то это свершилось: я стал обладателем внедорожника! Не какой-нибудь там очередной беспомощной пузотерки и даже не пародии на приличный автомобиль под кодирующим легковую сущность термином «кроссовер», а самого настоящего «джипа»: с полным приводом, раздаткой, скромными свесами и нескромным клиренсом. Называется это сверхпроходимое средство передвижения Chevrolet Niva. 2004 года рождения — то есть уже переболевшее детскими болезнями. Но в заводской комплектации — то есть пока без взрослых доработок. Пора браться за дело!
Вариант для персонализации автомобиля (то есть дооборудования под себя) просто идеальный: с автомобилем не делалось ничего — в каком виде 10 лет назад его забрали из «Сибтрансавто», практически в таком же состоянии он мне и достался. Есть куда руки приложить! Сделать из скромного рекрута универсального солдата — моя мечта. Но при минимуме расходов времени и средств: мечта мечтой, но и с реалиями считаться надо. В общем…
Для начала будущий сверхвнедорожник получил собственное имя: теперь это не банальная «Нива», каких миллион, а «Шеврон». Единственный и неповторимый. Но не лабораторный «кролик» — как истинный боец, «Шеврон» эксплуатируется ежедневно на дорогах и направлениях, наращивая мускулы без фанатизма, латая здоровье без госпитализации — все своими силами и в персональных гаражных апартаментах.
Интерьер
Первым делом я закамуфлировал салон, облачив кресла новобранца в купленные на авторынке чехлы и обтянув «пиксельной» тканью декоративные накладки дверей. На ручку двери пристегнул камуфлированную сумку для мелочовки. Ручной поисковый фонарь удачно разместился в пятнистой сумке, закрепленной как рюкзачок за спинкой кресла водителя.
Долго выбирал место под автомобильную радиостанцию, и в итоге она удачно вписалась между передних кресел, став доступной всему экипажу. Пехотная лопатка, как влитая, уместилась в кармане водительской двери. Шанцевый инструмент закреплен в легкодоступных местах грузового отсека, при этом саперная лопата и 12-метровый ленточный фал зафиксированы на специальных крепежах кормовой двери. Стекло этой двери плотно затонировал. На всех торцах дверей наклеил светоотражательные элементы.
Так как обзор кормы с места водителя после тонировки стал неидеальным, оборудовал задний бампер парковочными датчиками, а светозвуковой индикатор вывел на потолок возле зеркала заднего вида. Само зеркало заменил на более обзорное. Теперь «мертвые зоны» оказались под четким контролем.
Однако длинное зеркало стало мешать работе противосолнечного козырька штурмана. Пришлось его убрать (не зеркало и не штурмана, а сам козырек). Вместо него на потолке закрепил грузовую сетку, а в нее вставил тканевый противосолнечный экран. Там же можно и нужно держать маршрутные карты и важные документы: в случае затопления автомобиля из этой авоськи их легче на ходу вытащить, чем вылавливать потом по салону.
Штатную приборную панель дополнил прибор для определения крена и тангажа автомобиля (лендметр). Был и компас в отдельном корпусе, но на летней жаре из его внешней сферы улетучился лигроин, сделав прибор бесполезной погремушкой.
Завершил тюнинг интерьера установкой спортивных накладок на педали. Не потому что они край как нужны внедорожнику, просто мне их подарили, вот и решил попробовать. Пока не раздражают…
А подаренный парктроник досаждает только в поле, реагируя на высокую траву. Приходится отключать.
Противоугонный комплекс я дополнил механическим блокиратором рулевого вала Drаgon, периодически усиливая его активной защитой в виде годовалого кобеля немецкой овчарки. Он порой любит отдыхать в «собачнике» автомобиля, как в будке.
Дооборудование и обвес
Экспедиционный багажник стал одним из первых крупных капитало- и металловложений. Это фирменный продукт от компании «РИФ», созданный для Mitsubishi L-200. По габаритам он подходит и на «Шеврониву», но способ крепления иной. Поэтому пришлось ставить подходящие крепления с перекладинами, а уже на них монтировать корзину.
На багажник установил антенну радиостанции и люстру внедорожного освещения, в состав которой вошли фары со светомаскировочными устройствами (СМУ) от бронетехники. Вид получился брутальный. Чуть позже на экспедиционнике я закрепил пластиковый кофр для ЗИПа. Хотел туда же перенести запаску, но в проем гаража резко подросший «Шеврон» уже не вошел бы.
Из продукции «РИФ» был приобретен и силовой передний бампер. Его установка требует пояснения. Сам проектировать и варить бампер не стал, так как этот элемент пассивной безопасности должен иметь как минимум сертификат соответствия. А рифовская продукция такой сертификат имеет.
Получив заказанный бампер, я приступил к работе. Для начала демонтировал родной — без особых проблем. Стал примерять заказной — возникли сложности. В комплекте с бампером шли четыре кронштейна и крепеж. И почему-то отсутствовала инструкция по установке — пришлось самому соображать куда, что и как монтировать.
На четыре штатные шпильки бампер установился бы за пару минут, но так же легко он и оторвался бы. Чтобы надежно закрепить 25-килограммовый стальной таран, надо было применить вложенные кронштейны. Взяв в руки болгарку, я решительно обрезал заглушки передних лонжеронов вместе с приваренными к ним шпильками. Усиление лонжеронов кронштейнами позволило значительно повысить жесткость всей конструкции.
После примерки и регулировки капот при открывании перестал задевать за дугу ограждения. Рифовский бампер, имеющий больший угол свеса, к тому же выше задранный над дорогой, чем штатный, открыл пространство перед радиатором. Пришлось придумывать защиту для оголившегося агрегата. Удачно подошла защита поддона двигателя от какой-то зарубежной пузотерки.
В довершение подрезал по нижнему контуру бампера переднюю часть пластиковых локеров (защиту арок). Противотуманные фары вписались в готовые отверстия бампера. Последними штрихами стала установка мощного шакла на штатное место бампера и рым-гаек на дуги ограждения фар. Проушины рым-гаек позволяют зацепить и стянуть в боевом положении тросы «лианников» — защиты лобового стекла от ударов веток. В походном положении эти тросы обвиваются вокруг экспедиционного багажника, ими же можно крепить груз на крыше.
Для буксировки прицепного груза я оборудовал «Шеврон» шаровым тягово-сцепным устройством.
Капот защитил специальным, стойким к сколам и истиранию покрытием Raptor в виде черно-зеленого крупнопятнистого камуфляжа. Этим же средством черного цвета обработал корпуса боковых зеркал, пороги и нижние части дверей. Хорошо бы было всю машину покрыть защитной камуфлированной кожурой, но времени и средств пока на это не хватает.
Передние крылья защитил резиновыми расширителями арок.
Лифт
Машина досталась в стандартной гражданской обуви размерности 205/70 R15 и в комплекте с шипованной зимней резиной Nexen 215/75 R15 на литых дисках. При таких колесах стандартный дорожный просвет не превышал 210 мм. Хотелось чего-то большего, но чтобы при этом автомобиль мог заезжать в гараж без стравливания воздуха из баллонов.
Подошел вариант с имеющимся в продаже лифт-комплектом подвески, включающим 5-сантиметровые полиуретановые проставки под пружины. Такой лифт позволяет без резки арок установить колеса 235/75 R15, а это уже 270 мм клиренса под балкой переднего моста. Приемлемой по цене оказалась корейская резина Nexen Roadian A/T.
Так как нагрузка на передний мост возросла с 795 до 825 кг, пришлось поставить усиленные пружины и модернизированный комплект поворотных кулаков с нерегулируемыми подшипниками от 5-тонного грузовика KIA. Кроме реального повышения надежности за 12 500 рублей ушла еще и проблема частой регулировки ступичных подшипников.
Во всех агрегатах заменил заводские сапуны на длинные изогнутые трубки. При преодолении водных преград это должно пригодиться. Но самое главное — штатную трубу воздухозаборника ДВС я заменил на шноркель.
Несмотря на то что покупал дыхательный комплект у официального представителя марки, избежать проблем при установке не удалось. Витиеватое колено оказалось на 10 см короче необходимого для перекрытия участка. Пришлось искать дополнительную насадку. Остальное смонтировал согласно инструкции.
Кстати, для машины с АБС этот комплект без существенной переделки не подойдет: труба воздуховода проходит от фильтра к левому крылу между фарой и АКБ точно по месту установки блока АБС.
Так как хорошие лебедки в кризис резко подорожали, приобрел себе недорогой 12-вольтовый электротельфер. Для преодоления полевых переметов часто пользуюсь цепями и браслетами. Этого набора юного джипера вполне хватает, если не лезть в большие грязи.
На сегодняшний день это пока все. Ключевое слово — «пока». Тюнинг можно начать, но закончить его пока еще никому не удавалось.
Андрей ГРИШИН
Фото автора