Автомобиль Chevrolet Niva как был, так и остается самым популярным внедорожником российского рынка. И, разумеется, Сибири. Причем в нашем регионе эта популярность значительно выше, чем в среднем по стране. По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в 2014 году в России продан 43441 автомобиль этой модели — это 11-е место в общем рейтинге продаж и первое среди внедорожников.
Автомобиль Chevrolet Niva как был, так и остается самым популярным внедорожником российского рынка. И, разумеется, Сибири. Причем в нашем регионе эта популярность значительно выше, чем в среднем по стране. По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в 2014 году в России продан 43441 автомобиль этой модели — это 11-е место в общем рейтинге продаж и первое среди внедорожников.
А как же Renault Duster? Тот самый разрекламированный «убийца «Нивы»? У него же объемы продаж выше? Но он не внедорожник! То, что с технической точки зрения представляет собой Duster, раньше пренебрежительно называли паркетником, сейчас гордо величают кроссовером. Да, это SUV. Но нет, не внедорожник в нормативном понимании этого термина. У «киллера» есть свои достоинства, но отнюдь не внедорожные. Повышенная проходимость, увы, не его конек. Выше средней, но... Не стоит сравнивать автомобили разных классов, это, в конце концов, некорректно по отношению к обоим.
Так кто же ближайший конкурент Chevrolet Niva? Это классическая «Нива» — автомобиль, который сейчас называется LADA 4х4. В 2014 году этот революционный вездеход лишь чуть-чуть отстал в продажах от своего потомка, позаимствовавшего имя, но прописавшегося у нас под фамилией Chevrolet. Продано 42932 основателя класса компактных внедорожников. И это только в России, зарубежные продажи также имеют место быть. Всего от начала истории компактных внедорожников по сегодняшний день продано более 2 млн ВАЗ-2121. 110 стран мира знают, что такое «Нива», доля экспортных поставок модели почти 90% от общего зарубежного объема LADA. «Нива» — самый успешный продукт отечественного автопрома. В списке российских автоикон — «Нива», «Волга», «Победа» — тольяттинский внедорожник на первом месте по своим достижениям.
Вне конкуренции
Из чего складывается сверхпопулярность проекта Niva? Почему интерес к модели не утихает вот уже почти полвека? Почему, несмотря на не очень позитивные процессы, происходящие сейчас на нашем авторынке, продажи иконы отечественного автопрома не только не утихают, но и, наоборот, растут опережающими тренды темпами? В декабре 2014 по отношению к декабрю 2013 года продажи Chevrolet Niva выросли на 3%, а LADA 4x4 — почти в два раза, +98%! К слову, Renault Duster потерял 18% покупателей за этот же период.
Прежде всего, потому, что конкурентов у модели как не было, так и нет. «Нива» — первооткрыватель класса комфортных компакт-внедорожников. То есть в момент своего рождения и некоторый период времени спустя ВАЗ-2121 на мировом рынке был единственным и неповторимым представителем нового класса. Отсюда и титулы, и премии, и 110 стран мира.
Затем успех первооткрывателя попробовал повторить Suzuki Escudo. Получилось подороже и ненадолго. В следующей своей инкарнации, с новым именем Grand Vitara, внедорожник деградировал до кроссовера. Были и есть и другие попытки завоевать этот сегмент, сместив с пьедестала «Ниву», но получается либо в два-три раза дороже, а для массового российского автомобилиста это решающий фактор, либо опять же кроссоверообразно. Тренд такой мировой образовался несколько лет назад — превращать настоящие внедорожники в пародии на них.
То есть, как ни крути, с конкурентами проекту Niva как-то не везет. Так и конкурирует сам с собой — Chevrolet Niva с LADA 4x4. И всего лишь дело вкуса, кому что больше нравится — чуть больше комфорта и современности или чуть больше внедорожности и доступности. Но Chevrolet Niva, как более современный автомобиль, по объемам продаж опережает. Комитет автопроизводителей АЕБ называет этот автомобиль самым продаваемым внедорожником российского рынка последнего десятилетия.
В зоне повышенного спроса
На чем базируется внеконкурентность? Прежде всего, на гениальности и простоте конструкции. Именно этот фактор близко не подпускает конкурентов, именно он формирует такие параметры, как надежность и ремонтопригодность. Автомобиль при надлежащем уходе без проблем бегает по 20 лет и более, накручивая на одометр по два полных цикла (200 тыс. км). И это не предел — это в среднем.
Chevrolet Niva, правда, блеснуть этим пока не может — ей всего-то 10 лет от роду. Но «Нивки» 2004 года у нас в цене, их стоимость за 10 лет не только не снизилась, а и подросла: на вторичном рынке автомобиль с пробегом до 100 тыс. км сейчас дороже его первоначальной стоимости. Понятно, что инфляция, что старт модели начинается с «рекламного» (то есть заниженного) ценника, но все же.
Но вернемся к вопросу «Почему?». И к ответу на него «Надежность и ремонтопригодность». В любом, даже самом отчаянном захолустье, в котором есть нечто вроде автомастерской, захворавшую «Ниву» без особых проблем ставят на ноги (то есть в статус «на ходу»). Поэтому-то ее особо почитают в сельской местности, а ведь пахотных и непаханых угодий в Сибири куда больше, чем укатанных мегаполисных магистралей.
В городах, в которых снег — это всегда ЧП, даже на магистралях, ее любят за проходимость и неприхотливость. И опять же за надежность и ремонтопригодность. И за абсолютную беспроблемность в обслуживании: работают официальные дилеры с отточенной логистикой для поставки запчастей и с сертифицированными специалистами для привинчивания этих запчастей.
Поэтому ее любят и сами дилеры: «детские болезни» модель давно пережила, и теперь никаких хлопот ни с гарантией, ни с обслуживанием. Проблемы порой возникают с удовлетворением спроса — иногда очереди выстраиваются. Но для дилера это приятные проблемы.
Итак, Niva — это самый недорогой внедорожник нашего рынка. Проверенный полвеком времени и непростыми дорогами. Доступный, надежный, ремонтопригодный, неприхотливый. Что еще надо? Надо придумать альтернативу — на что пересаживаться тем, кто в свое время поменял «Ниву» на Chevrolet Niva. Кто хочет двигаться вперед, но, распробовав достоинства внедорожника, пересесть на что-нибудь менее проходимое, пусть даже и более престижное, уже не сможет.
И эта альтернатива назревает: полгода назад на Московском автосалоне общественности был представлен потрясающий компакт-внедорожник Chevrolet Niva Concept — икона нашего автопрома в своем будущем поколении. Еще пару лет, и…
А пока альтернативы нет. Пережившая рестайлинг и сотни усовершенствований Chevrolet Niva бессменно самый популярный внедорожник России.
Летопись Niva
Своим рождением «Нива» обязана новосибирскому автодизайнеру Валерию Сёмушкину. Внедорожник «Нива» был темой дипломной работы Сёмушкина. По окончании вуза новосибирского конструктора пригласили в вазовский центр стиля предприятия, там он проработал 38 лет. В конце 90-х Сёмушкин разрабатывал дизайн автомобиля ВАЗ-2123, ставшего Chevrolet Niva.
Создателем «Нивы» принято считать руководителя проекта ВАЗ-2121 ведущего инженера Петра Михайловича Прусова. Сегодня он доктор технических наук, заслуженный конструктор РФ, вице-президент Ассоциации автомобильных инженеров России. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», золотой медалью Петра Великого. Петр Прусов — единственный российский конструктор, который получил именную звезду на аллее звезд выдающихся деятелей мирового автопрома во Флинте.
Петр Михайлович Прусов: «Революционность «Нивы» по тем временам заключалась в трех вещах. Во-первых, это был автомобиль с несущим кузовом. Во-вторых, традиционно для внедорожников применяли низкооборотные двигатели большого объема, но у нас тогда подобного не было, поэтому мы взяли 1,6-литровый. В-третьих, мы первыми применили заднюю пружинную подвеску в сочетании с независимой передней».
Автор названия иконы российского внедорожья — Петр Михайлович Прусов. «Нива» — это аббревиатура. «Это четыре имени, — объясняет руководитель проекта. — У меня две дочери, у главного конструктора Соловьева два сына. Поэтому за первой буквой стоит Наташа, за второй — Ирина, за третьей — Вадим и за четвертой — Андрей. Получилась НИВА».
В октябре 1976 года были собраны первые 50 автомобилей ВАЗ-2121 «Нива». Серийное производство началось 5 апреля 1977 года.
В декабре 1978 года на международной выставке в Брно автомобиль ВАЗ-2121 был признан лучшим в своем классе и награжден золотой медалью. В декабре 1979 года «Ниве» был присвоен государственный Знак качества.
В октябре 1980 года вазовский внедорожник завоевал золотую медаль Познаньской международной ярмарки, в которой принимали участие более полутора тысяч фирм и предприятий мира.
1981 год — «Нива» завоевывает бронзу в самом престижном ралли-рейде, Париж — Дакар, а также золото ралли-рейдов Париж — Тунис и «Алжир». 1983 год — «Нива» становится золотым призером чемпионата СССР по автокроссу. 1985-й — звездный год «Нивы»: выиграны ралли «Камерун», «Алжир», труднейший новозеландский триал «Вэлли», австралийский ралли-рейд «Маквэй-1000». 1996 год — первое командное место в супермарафоне Париж — Москва — Улан-Батор — Пекин.
В 1979 году «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира с географией продаж 110 стран. Единственный отечественный автомобиль, который поставлялся в Японию. С 1980 по 1988 год на АВТОВАЗе производилась модификация «Нивы» с правым рулем для экспорта в Англию, Австралию, Новую Зеландию и Японию. До 1986 года «Нива» была первой по продажам в своем классе на всех рынках, а в 1995 году входила в тройку самых продаваемых автомобилей во Франции.
В 1998 году пятидверная «Нива» покорила Северный полюс — автомобиль спустили на парашюте. После того как платформа с закрепленной на ней машиной приземлилась, автомобиль преодолел заданный маршрут. А в 1999 и 2000 годах снегоболотоход «Марш», созданный на агрегатах «Нивы», дважды побывал на Северном полюсе. Часть маршрута снегоболотоход преодолел на вертолетной подвеске, а часть — своим ходом.
6 сентября 1999 года примерно в 90 км южнее поселка Янгшипинг на Тибетском плато в Китае российские альпинисты Георгий Котов, Сергей Тюльпанов и Александр Дубовиков вместе с американцем Джефом Шеа поднялись на серийном автомобиле LADA 2131 на рекордную высоту 5726 м. На тот момент до такой отметки своим ходом на колесной технике еще не поднимался никто в мире!
12 лет прослужила «Нива» на российской полярной станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде, где дорог не существует в принципе. Тольяттинский внедорожник использовался для перевозки грузов и буксировки судов. Общий пробег автомобиля составил 40 тыс. км. «Нива» стала одним из первых колесных транспортных средств, которые на постоянной основе эксплуатировались на Южном континенте. В настоящее время этот легендарный автомобиль — в музее АВТОВАЗа.
В канун 35-летия создания культовой модели новосибирец Иршат Бульхин инициировал создание памятника «Ниве». Руководство АВТОВАЗа идею одобрило. Однако окончательного решения, где именно будет установлен памятник — в Новосибирске или в селе Спирино, на родине создателя образа «Нивы» Валерия Сёмушкина, — принято не было. Проект так пока и не реализован.
В 1998 году на Московском автосалоне АВТОВАЗ представил новое поколение «Нивы» — модель 2123. По первоначальным планам, новый вездеход должен был появиться у дилеров не позднее 2000 года. В опытно-промышленном производстве была собрана пилотная партия новой модели тиражом более 1000 штук.
Петр Михайлович Прусов: «У меня девиз: «Автомобиль — не коньяк и с годами не становится лучше». Поэтому к работе над обновлением «Нивы» мы приступали трижды. И всякий раз, начиная с 1995 года, у нас не хватало денег на реализацию этого проекта. И тогда я предложил перейти от программы развития к программе выживания. Мы изменили кузов, но основные узлы «Нивы» пришлось оставить. И когда маркетологи General Motors выбрали автомобиль, который можно взять в основу производства, я сказал, что, безусловно, уверен, что наше дитя в СП будет лучше накормлено, одето и обуто. Единственное, что меня волновало, — будут ли его любить так, как мы? Сегодня могу сказать: любят! А тогда впервые в мировой практике зарубежный автомобильный концерн, пришедший на развивающийся автомобильный рынок, взял для производства местный автомобиль, купив на него лицензию. Это уникальный случай».
27 июня 2001 года представителями General Motors, АВТОВАЗа и Европейского банка реконструкции и развития было подписано генеральное рамочное соглашение о создании совместного предприятия GM-AVTOVAZ. СП было создано на учредительном заседании 30 июля 2001 года и получило регистрацию в Минюсте России 2 августа 2001 года. А уже 23 сентября 2002 года началась сборка автомобиля Chevrolet Niva, сразу же получившего статус лучшего российского внедорожника.
Chicago Tribune: «Ударим Chevrolet по бездорожью и разгильдяйству! Если все будет развиваться по плану, на дорогах России в недалеком будущем появится маленький внедорожник «Нива» с эмблемой Chevrolet».
Работы по строительству завода и планировке размещения оборудования начались с октября 2001 года. Для выполнения работ были привлечены два генеральных подрядчика: QuattroGemini Ltd (Финляндия), отвечающая за возведение зданий, благоустройство территории и подвод необходимых сетей, и Eisenmann (Германия) — генподрядчик по технологической части. Строительством цеха окраски (возведением здания и подводом сетей) занималась фирма Industrogradnja (Хорватия). Управление проектом и инженерную поддержку осуществляла фирма Hanscomb (Великобритания), курирующая многие строительные проекты по всему миру. На стадии строительства завода были задействованы около 1000 строителей и более 30 компаний из Тольятти и регионов России, Украины, стран Балтии, из Болгарии, Польши и Чехии.
2 апреля 2003 года на GM-AVTOVAZ был запущен в эксплуатацию цех окраски, который в плане технологий на тот момент являлся самым передовым в России: подобное оборудование было установлено лишь на заводе Mersedes-Benz. Первым руководителем цеха окраски стал представитель General Motors Эдмонд Рой.
28 августа 2003 года в рамках VI Московского международного автосалона состоялось традиционное вручение Гран-при «За рулем». За освоение серийного производства автомобиля Chevrolet Niva ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» получило Гран-при в номинации «Прорыв года», диплом и статуэтку «Золотой Пегас».
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в РФ по итогам 2004 года Chevrolet Niva впервые стал самым продаваемым внедорожником на российском рынке. Совместным предприятием GM-AVTOVAZ было продано 57943 автомобиля, из которых 55150 было произведено в 2004 году и 2793 — в 2003 году. 28 декабря был установлен абсолютный рекорд продаж — в этот день было реализовано 628 автомобилей. Всего с начала производства было продано 79660 автомобилей.
Также по итогам года Chevrolet был признан в России иностранным брендом №1.
31 марта 2004 года первые 200 машин были отгружены в Казахстан и Киргизию. Успех был вполне предсказуем, поскольку такой внедорожник, как Chevrolet Niva, в полной мере соответствовал дорожным и климатическим условиям этого региона. 13 июня стартовал 5-дневный автопробег по территории Казахстана. Караван из 12 автомобилей Chevrolet Niva прошел по маршруту Астана — Караганда — Жезказган — Кзыл-Орда — Туркестан — Тараз — Алма-Ата. Участниками пробега стали дилеры стран СНГ, сотрудники GM-AVTOVAZ и журналисты.
25 июля 2005 года завершилось проведение эксплуатационных испытаний Chevrolet Niva в экстремальных условиях Антарктиды. В распоряжение полярной антарктической станции «Беллинсгаузен» внедорожник был передан в октябре 2004 года. За девять месяцев Chevrolet Niva прошла... 189 км. По информации руководителя антарктической станции г-на Левандо, расход топлива в этих условиях достигает 13 л на 100 км и движение осуществляется в основном на второй передаче. Но технических дефектов в автомобиле не выявлено.
В конце 2005 года на GM-AVTOVAZ началось производство ограниченной партии Chevrolet Niva GLX с двигателем FAM1 объемом 1,8 л, новой трансмиссией, ABS, кондиционером и подушками безопасности. По результатам теста на безопасность по европейским стандартам Euro NCAP автомобиль получил четыре звезды.
С 1 апреля по 24 августа 2006 года в рамках конкурса «Внедорожник года — 2006» были определены лучшие вездеходы. На конкурс для участия в 10 номинациях было заявлено 75 автомобилей, среди которых в номинации компактных SUV — Chevrolet Niva.
Победителей определяли профессиональное жюри и большое жюри. По итогам голосования обоих жюри автомобиль Chevrolet Niva стал внедорожником года в своем классе.
Ежемесячно отчеты о работе цехов окраски всех европейских заводов GM, в том числе GM-AVTOVAZ, поступают к директору окрасочного производства заводов GM-Europe. В них отражены показатели по безопасности, персоналу, качеству (прямой сход, потери при прямом сходе, результаты аудита GCA, количество перекрасов). Также учитываются оперативность и затраты времени на покраску одного автомобиля. Аудиты, прошедшие в августе и сентябре 2006 года, показали, что цех окраски СП стал одним из лучших в Европе по показателю GCA (аудит глазами потребителя) — одному из основных в работе цеха.
В конце января 2007 года для проведения инженерных испытаний Chevrolet Niva, соответствующих нормам токсичности «Евро-3», на север Тюменской области отправилась экспедиция в составе представителей GM-AVTOVAZ и Bosh. Экипаж, добравшись до Ноябрьска и Сургута, преодолел расстояние в 2600 км, успешно испытав автомобили при температуре 38 градусов мороза.
30 августа 2007 года из Киева к вершине горы Говерла в Карпатах стартовала экспедиция журнала «За рулем — Украина». Автоколонну возглавила Chevrolet Niva, которую сопровождали ЗиЛ-131, ЛуАЗ-1302, тюнинговый пикап Chevrolet Silverado и квадроцикл. Chevrolet Niva прошла специальную подготовку: на нее были установлены лебедки и мощная защита днища. Все узлы и агрегаты остались без доработок — восхождение на Говерлу должен был совершить обычный серийный автомобиль. Базовый лагерь экспедиции расположился на отметке около 1450 м. Именно до него должны были доехать все машины колонны, однако одолеть карпатское бездорожье смогла лишь Chevrolet Niva. Именно отсюда под беспрерывным дождем и начался самый сложный этап подъема к вершине Говерлы.
24 сентября 2007 года Chevrolet Niva покорила вершину самой высокой точки Украины — горы Говерла в Карпатах высотой 2061 м. Восхождение заняло 24 дня и зарегистрировано в Книге рекордов Украины.
22 мая 2008 года состоялась церемония награждения номинантов ежегодной премии «Внедорожник года». По итогам продаж последних четырех лет, начиная с 2004 года, автомобиль Chevrolet Niva был удостоен награды «Самый продаваемый внедорожник — 2008». Это уже третья с 2006 года награда, присуждаемая внедорожнику, произведенному на GM-AVTOVAZ.
С 16 февраля по 6 марта 2009 года прошли зимние ресурсные испытания обновленных Chevrolet Niva по маршруту Тольятти — Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Тайшет — Иркутск — Байкал. Основная цель испытаний — реализация программы разработки конструкции Chevrolet Niva в соответствии с требованиями по токсичности «Евро-4». Второй целью пробега стала проверка нового продукта — обновленной Chevrolet Niva, всех измененных компонентов. И третья — дополнительные ресурсные испытания узлов и агрегатов. Автомобили показали себя очень достойно: уверенный пуск двигателя в сибирский мороз, ровная работа двигателя, приятная калибровка контроллера, хорошая приемистость, плавное ускорение, имитация движения в пробке.
27 февраля 2009 года с конвейера GM-AVTOVAZ сошел последний дорестайлинговый автомобиль Chevrolet Niva, который выпускался на СП с сентября 2002 года. 10 марта была запущена в производство первая самостоятельная разработка СП — обновленная версия Chevrolet Niva. В этот день с конвейера сошли первые 10 автомобилей.
По итогам голосования большого жюри автомобиль Chevrolet Niva был удостоен премии «Внедорожник года — 2009» в номинациях «SUV» и «Премьера года».
В мае — июле 2010 года журналистам ведущих автомобильных СМИ в пяти регионах России и на Украине был презентован автомобиль Chevrolet Niva усовершенствованной конструкции. В мероприятии принял участие и «АВТОСОЮЗ».
28 июля 2010 года от проходной завода GM-AVTOVAZ стартовал тематический автопробег «За сокровищами России на Chevrolet Niva». Общая протяженность маршрута составила около 7000 км. Команда GM-AVTOVAZ, состоящая из трех сменных экипажей, совместно с журналистами региональных и национальных СМИ познакомилась с культурой и достопримечательностями Урала, Алтая и Сибири. По пути следования участники экспедиции посетили салоны официальных дилеров GM-AVTOVAZ, сотрудники которых встретили их презентацией «сокровищ» своего города. Столицу Сибири представляла компания «Сибтрансавто-Новосибирск».
1 августа 2011 года началось производство автомобилей Chevrolet Niva комплектаций GLS и GLC, оснащенных АБС (антиблокировочная система тормозов) фирмы Bosch и подушками безопасности фирмы TRW. Адаптационные и ресурсные испытания Chevrolet Niva с «пакетом безопасности» были успешно проведены в России, Швеции, Германии и Испании.
В декабре 2011 года компании GM-AVTOVAZ был присвоен третий уровень встроенного качества (BIQ-3) согласно 5-уровневой модели миграции встроенного качества.
После аудита GMS 2010 года СП получило очень высокую оценку — 95,3%, став лучшим автосборочным заводом в GMIO!
14 июня 2013 года на территории ОЭЗ «Тольятти» стартовало строительство новых производственных мощностей дочернего предприятия JV Systems по выпуску Chevrolet Niva нового поколения.
12 марта 2013 года с конвейера АВТОВАЗа сошла 2-миллионная 3-дверная LADA 4х4. 2 августа 2013 года с конвейера GM-AVTOVAZ сошел 500-тысячный автомобиль Chevrolet Niva комплектации GLC цвета «Лаванда».
24 сентября 2014 года началась отгрузка автомобилей Chevrolet Niva Special Edition цвета «Тундра» (серебристо-зеленый металлик) всем официальным дилерам GM-AVTOVAZ. Выпуск автомобилей специальной серии приурочен к 12-летию начала производства Chevrolet Niva.
Всего с начала производства по январь 2015 года реализовано 571852 автомобиля Chevrolet Niva, в том числе 42326 — в страны СНГ. На сегодняшний день продажи автомобилей Chevrolet Niva осуществляют 162 дилера в Российской Федерации, семь дилеров и три дистрибьютора в странах СНГ. В Новосибирске с момента выхода на региональный рынок и по сегодняшний день темой Chevrolet Niva занимается компания «Сибтрансавто-Новосибирск». Первый новосибирский дилер GM-AVTOVAZ передал сибирякам более 4500 автомобилей культовой марки.