Неровный, нервный и непредсказуемый выдался год для всех, кто в бизнесе. И весьма непозитивный для большинства тех, кто в автобизнесе. Рынок перекраивается по отнюдь не всегда логичным лекалам. Продажи автомобилей падают и пока, увы, не склонны менять тренд на позитивный.
Неровный, нервный и непредсказуемый выдался год для всех, кто в бизнесе. И весьма непозитивный для большинства тех, кто в автобизнесе. Рынок перекраивается по отнюдь не всегда логичным лекалам. Продажи автомобилей падают и пока, увы, не склонны менять тренд на позитивный.
Насколько сжался авторынок? Данные приводятся различные. По статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за первое полугодие 2015 года падение продаж новых автомобилей в среднем по России составило 36,4% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Продано 782094 автомобиля против 1229931 годом ранее.
Аналитическое агентство «Автостат» приводит данные: минус 45% за этот же период. Особого противоречия тут нет: АЕБ фиксирует проданные автомобили, «Автостат» — поставленные на учет в ГИБДД. Разница — это то, что укатилось в сопредельные государства.
Новосибирская специфика
Новосибирские цифры отличаются. Падение продаж чуть меньше, чем в среднем по России, — 32%, а постановка на учет упала больше чем на 54% — зарубежная дельта Новосибирска значительно шире, чем в среднем по России, — из Казахстана до нас ближе. Что это означает? То, что в реальности наш региональный авторынок, как всегда в периоды спада, рухнул гораздо сильнее среднероссийского. И то, что накрывший братский Казахстан дефолт в ближайшее время подравняет аебэшный минус до уровня автостатовского.
Как всегда, отличился Новосибирск от России и структурой своих продаж. Безоговорочный пока лидер продаж LADA в целом по стране за полгода потерял 27% покупателей по отношению к первому полугодию прошлого года, у нас — 35%. Связано это в первую очередь с переделом новосибирского рынка: «делавших погоду» традиционных игроков этого бренда меняет казахстанский дилер «Азия Авто Усть-Каменогорск». А смена средства продвижения на переправе, согласно русской народной мудрости, категорически не рекомендуется.
Среди иномарок в РФ лидирует Hyundai, в столице СФО — Nissan. Что интересно, по стране Nissan в солидном минусе — 39% за полгода, а по результатам января — июля и того больше — 43% и восьмая строчка в рейтинге продаж, у нас практически в нулях — всего-то 1,9% потерь за шесть месяцев.
Главный виновник торжества Nissan в Новосибирске — компания «Сибирские Моторы» (около 60% продаж автомобилей бренда). Совсем немного уступает ему в продажах только-только развернувший полномасштабную деятельность «Эксперт НСК». Энергичную работу дилеров поддерживает и традиционная любовь сибиряков к японским автомобилям. И осторожное пока еще отношение к корейскому автопрому.
Родственный для лидера нашего рынка Nissan бренд Datsun в России 13-й, но в нашем регионе дебютант рынка «попал в десятку» — он на восьмой строчке рейтинга. Силами одного пока дилера — «Эксперт НСК».
В то время как лидер российского рынка среди иномарок Hyundai в Новосибирске лишь на шестой строчке рейтинга. Постоянный на протяжении многих лет поиск еще одного дилера в нашем регионе приводит к тому, что старейшая иномарка нашего официального рынка не только не находит достойного представителя, а и теряет действующего. Более или менее стабильное присутствие бренда в нашем мегаполисе обеспечила не особо успешному у нас корейскому бренду лишь группа компаний «Автомир», а «переходящее знамя» второго, третьего и т. д. дилера передается из рук в руки. Амбиции дистрибьютора явно не совпадают с реалиями регионального рынка.
Замыкает тройку лидеров и в России, и в Новосибирске KIA. Российские потери ниже рыночных — минус 19%, а в нашем регионе бренд так даже и нарастил число своих поклонников на целых 10,5%. Благодаря «Сармату» и «Мегапарку». И тому, что дистрибьютор пока еще не нашел замену выбывшему из игры третьему дилеру, отнимавшему рентабельность у тех, кто реально двигает бренд вперед. Но, по планам импортера, игра в третьего лишнего должна продолжиться.
Интересные вещи происходят с УАЗом. Отечественный внедорожный бренд реформирует свою дилерскую сеть, интенсивно расширяясь на базе попавших под околосанкционную политику дилеров GM. В результате полугодовой минус на фоне рухнувшего рынка микроскопический — всего 2%. А за июль, когда многие новые дилеры уже на полную мощность развернули свою деятельность, АЕБ даже показал рост на фантастические 71%…
В Новосибирске успехи бренда пока скромнее. Региональный лидер продаж ульяновских автомобилей — «УАЗ Центр» чуть ли не в одиночку держит рыночную долю бренда: хилокский «Лидер» свернул свою деятельность, «МАКС Моторс» ушел в минус, джиэмовец «Сибтрансавто-Новосибирск» в первом полугодии еще не дружил с Ульяновским автозаводом. У нас пока все впереди.
Надмассовые продажи
Прежде чем парой слов упомянуть премиальный сегмент — в котором, как всегда, все намного позитивнее, чем в массовом, — отдельное внимание стоит уделить такому новообразованию, как масс-премиум. То есть эдакий переходный сегмент — уже не массовый, но еще и не премиальный.
Первым в этом переходном слое официально обозначился бренд Toyota, соответственно, он его и возглавляет. Минус 38% прирост продаж за полугодие и шестая позиция в общем рейтинге. Это в России, у нас в городе все гораздо лучше: снижение объемов реализации всего 6,1% и пятое место в общем списке. Лидерство бренда в его сегменте в нашем регионе обеспечивают «СЛК Моторс» и активно наращивающий продажи «Автомир».
Следом в российском рейтинге и через ступеньку в региональном идет схожий по сегментарным характеристикам Volkswagen, представленный в Новосибирске «Автомиром» и «МАКС Моторсом». Минус 35,4% продажи в нашем мегаполисе, минус 46% в нашей стране.
И, наконец, пара слов о премиальных продажах. Тут все ожидаемо и предсказуемо. Снижение продаж намного ниже, чем в массовом сегменте, расклад сил традиционный. Лидирует Mercedes-Benz c всего-то 3-процентным минусом по стране и 14-процентным по региону (дилер «СТС-автомобили»). Второй в Сибири — Lexus («СЛК-Моторс», минус 12%), в России — BMW. «Баварец» в Сибири замыкает тройку лидеров сегмента со среднерыночным минусом 37%. Правда, заслуг нынешнего новосибирского дилера «ЭлитАвто» в этом пока нет, почетная «бронза» — это прощальный привет от «АвтоСтар-Сибирь». В России последнее место в тройке у Audi.
Любопытно, но все четыре упомянутых премиальных бренда вполне успешно конкурируют с марками массового сегмента: все они входят в топ-20 продаж, а Mercedes-Benz даже и в десятку лидеров рынка. Чем кризиснее ситуация на рынке в целом, тем выше позиции дорогих брендов.
Почему падение продаж в премиальном сегменте всегда меньше, чем в массовом, в кризисные годы? Бюджетный сегмент в российском исполнении поддерживает государство, а оно у нас одно. Премиальный — состоятельные граждане, и их у нас много. И в кризис, похоже, меньше не становится. Силы явно не равны.
Тем не менее падение продаж новых автомобилей как в дорогом сегменте, так и в самом недорогом имеет место быть. Есть мнение, что люди в кризисы охотнее покупают подержанные автомобили. Но так ли это?
Автомобильный секонд-хенд
По данным аналитического агентства «Автостат», рынок подержанных автомобилей за первые семь месяцев текущего года сократился на 22,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение продаж на треть меньше, чем на первичном рынке, но не такое уж разительное, чтобы думать, что любители новеньких машин теперь довольствуются подержанными.
В России лидер вторичного рынка LADA, второе место у Toyota. В Сибири, наоборот, самый популярный японский бренд значительно (на 22%) опережает по востребованности на вторичном рынке самую популярную нашемарку. Третье место и в стране, и в регионе у Nissan.
В целом по стране четверка лидеров вторичного рынка (LADA, Toyota, Nissan, Chevrolet) обеспечивает больше половины продаж всего российского авто-секонд-хенда. В Сибири «рулят» «японцы»: топ-лист продолжают Honda, Mazda, Mitsubishi, а у Chevrolet лишь девятая строчка в рейтинге.
И в какой же момент новый автомобиль становится предметом вторичного рынка? Теоретически — сразу же по выезду из дилерского центра. Практически — в момент перепродажи. Средний показатель срока владения легковым автомобилем в России, по данным «Автостата», составляет 54 месяца (4,5 года). Реже всех, как утверждает это аналитическое агентство, меняют свои автомобили сибиряки — срок владения 56 месяцев, а конкретно в нашем регионе, в Новосибирской области, — 58 месяцев. Рекордсмены Забайкалье и Республика Алтай — там не расстаются с любимыми машинками по 67 месяцев. Чаще всех меняют машины в Приморском крае — раз в три года (35 месяцев).
Это докризисные данные. Понятно, что сейчас месяцев автовладения станет больше. И что автопарк состарится. Он и так-то не очень молод — 12,4 года в среднем по стране (по данным «Автостата» на начало лета-2015) и 14,7 года в Новосибирске. Мы и здесь не в лидерах рейтинга — 62-я строчка из 83 возможных.
В общем, картина на рынке наблюдается пока не очень веселая, но не такая уж и печальная — да, продажи в минусе, но позитивные моменты все же есть, и они заметны.
Материалы по теме |