Год номер 13

Год номер 13

17.12.2013

2013 год выдался несчастливым для новосибирского автобизнеса. Шибкого счастья никто, правда, и не ждал, но не до такой же степени! Падение первичного автомобильного рынка региона, по разным оценкам, на сегодняшний достигло 15—20%, а по брендам, еще вчера возглавлявшим топы продаж, — 30—40%. 

2013 год выдался несчастливым для новосибирского автобизнеса. Шибкого счастья никто, правда, и не ждал, но не до такой же степени! Падение первичного автомобильного рынка региона, по разным оценкам, на сегодняшний достигло 15—20%, а по брендам, еще вчера возглавлявшим топы продаж, — 30—40%. Мы процентами опять обогнали российский рынок. Правда, гонки на этот раз происходили в обратную сторону. Усугубилась ситуация заметным увеличением дилерств. Покупателей стало меньше, зато продавцов больше. И как при этом дышал наш авторынок?

 

Приводить конкретные цифры, кто насколько рухнул, пожалуй, не стоит: в большей или меньшей степени безрадостно в этом году было практически всем представителям масс-сегмента (в премиум- и LCV-вотчинах картина пооптимистичнее), и какая разница, кто на какой глубине одной и той же ямы? Даже те бренды, которые продемонстрировали прирост, в большинстве своем добились этого экстенсивным способом клонирования дилерств — бренд-то в плюсе, а его дилерские слагаемые, как правило, за чертой рентабельности.

 

Победителей на уровне региональных бизнесов в этой гонке за убытками нет. Есть те, кто трезво оценивал ситуацию, спасал свой бизнес продуманными мерами, укрепляющими в том числе и региональный рынок в целом. И те, кто поддавался искушению сохранить рентабельность собственного бизнеса за счет утолщения брендового портфеля. Чаще авантюрно, нежели прагматично. Чаще безуспешно и губительно для рынка, нежели со стабилизирующим исходом. В общем, дышал наш новосибирский первичный авторынок астматично: народу в него набилось много, а стенки сузились, потолок прогнулся — объем уменьшился, и кислорода на всех не хватает. Но есть и исключения — об этом чуть позже.

 

Что конкретно происходило, какие наблюдаются тренды и что ожидается в обозримом будущем?

 

СОБЫТИЕ ГОДА

 

Главнейшим событием в новосибирском автобизнесе этого года стал добровольный отказ группы компаний «СЛК-Моторс» от ряда брендов, работавших на так называемой Северной площадке (бывший автокомплекс бесславно канувшего в лету «Автолэнда»). Событие начала года, повлиявшее практически на все последующие процессы, тут же забурлившие на авторынке.

 

Таким неординарным поступком ГК «СЛК-Моторс», во-первых, избавилась от балласта, повысив прибыльность собственного бизнеса; во-вторых, хотя бы немного, но сняла напряженность на перегретом рынке. А в-третьих, в очередной раз доказала, что коллекционирование марок в новосибирском автобизнесе — это всего лишь хобби. Зрелый бизнес занимается собиранием денег.

 

Однако до нумизматики еще дорасти надо, «филателистов» у нас куда больше — за освободившиеся бренды развернулась нешуточная борьба. В результате которой группа компаний «МАКС Моторс» стала дважды дилером Ford и дважды дилером Mitsubishi. На Volvo пока никто не позарился. Так начался ожидаемый передел новосибирского авторынка.

 

О том, насколько рационально в рамках одного холдинга иметь два одноименных дилерства, на примере «МАКС Моторса» судить пока рано. Зато можно пронаблюдать это на примере другой компании — «Патриот Авто», до недавнего времени дважды официального дилера Peugeot в Новосибирске и пионера этой темы в регионе. А с осени этого года переоборудовавшего первый новосибирский Blue Box Peugeot на Бердском шоссе под дилерский центр GAZ. Напряженности на рынке легковых автомобилей от этого не уменьшилось, зато повысился накал в сегменте LCV.

 

В общем, соотношение сил на первичном авторынке региона к концу года изменилось. Группа компаний «СЛК-Моторс» добровольно отказалась от пальмы первенства по доле на рынке. В лидеры выбилась группа компаний «МАКС Моторс», взлетевшая с третьего на первое место. Но это в целом по рынку и в масс-сегменте, в премиальном секторе— более стабильном и более прибыльном при нынешнем состоянии рынка — смены лидера не произошло: «СЛК-Моторс» уверенно лидирует с брендами Porsche, Audi, Lexus.

 

ТРЕНД ГОДА

 

Главный тренд года — обострение конкуренции — был заложен еще в 2012 году открытием вторых и третьих дилерств сразу нескольких брендов. Тренд усилился состоянием рынка: продажи по сравнению с прошлым годом заметно снизились. Однако запас прочности новосибирских дилеров оказался выше негативных рыночных реалий — в декабрь вошли без потерь. Добровольные отказы от части дилерств и перераспределение долей собственников внутри организаций не в счет: оптимизация работающего бизнеса — это не банкротство.

 

Более того, на новосибирском авторынке вызрел и позитивный плод обостренной конкуренции: почти 200-процентный взлет продаж автомобилей бренда SsangYong. То есть и первый дилер (компания «Лидер») не потерял своих покупателей, и два новых («Автоцентр» и «Альт-Парк») наработали солидную клиентуру. А ведь именно этому тридилерству в первую очередь и предрекали неизбежные потери в составе игроков даже при более благоприятном состоянии рынка.

 

Жаль, что это единственный положительный пример. И очень похожий на то самое исключение, которое подтверждает правило: каждый новый кирпичик на башне с хлипким фундаментом — это не строительство, а, вероятнее всего, вклад в грядущее обрушение.

 

Компания «Альт-Парк» — основоположник еще одного тренда, пролонгировавшегося с 2012 на 2013 год: превращение монобрендовых авторетейлеров в мультибрендовые группы компаний. В прошлом году это «Альт-Парк», «АвтоСтар» и «УАЗ Центр», в этом — «Патриот Авто».

 

ОТКРЫТИЯ ГОДА

 

В 2013 году на новосибирском авторынке свершилось два фундаментальных в буквальном смысле этого слова открытия: дилерского центра KIA компании «МЕГАПАРК» и полнофункционального мультибрендового центра SsangYong — UAZ группы компаний «Автолига» — «УАЗ Центр». Два полностью (от проектирования до перерезания ленточки) реализованных дилерами проекта, два абсолютно соответствующих требованиям брендов современных автоцентра.

 

И тот и другой авторитейлер не остановились на достигнутом и во второй половине года расширили свои дилерские портфели: группа компаний с условным общим названием «Альт-Парк» стала официальным дилером UzDaewoo. Группа компаний с объединенным именем «Автолига» в перечень официально представленных в регионе брендов вписала новое имя: FAW. 

 

Осенью на нашем рынке появился и совершенно новый бренд — тайваньский Luxgen, официальным дилером которого стала новая дилерская компания — VIP-Service. Автосалон в статусе «временное решение» открылся на улице Большевистская.

 

Приступил к работе еще один новый дилер на нашем авторынке — ООО «Компания УАЗ Центр» (не путать с ООО «УАЗ Центр» — это две совершенно разные организации с похожими именами). И теперь в бывшем дилерском центре Ульяновского автозавода, работавшего напротив Завода химконцентратов, расположились два китайских бренда Lifan и BAW.

 

«МАКС Моторс» возродил на нашем рынке присутствие брендов Chrysler и Jeep, мелькнул коммерческой линейкой FIAT. Возобновил правобережную операционную деятельность нашемарки LADA. Благодаря чему ожила площадка на Дачной, 42, — в пустовавших шоу-румах затеплилась жизнь. Снова стал автосалоном бывший «Баварский Моторный Центр» — «МАКС Моторс» поселил в чуть было не разрушенном здании на Добролюбова свой второй дилерский центр Mitsubishi.

 

«Автомир» выиграл тендер на второе дилерство Toyota в Новосибирске, готовится к строительству монобрендового торгово-сервисного комплекса (ТСК) на улице Станционная. Начал строительство отдельного дилерского центра коммерческих автомобилей Volkswagen по соседству с ТСК Renault — Volkswagen на улице Петухова.

 

Произошло укрепление думающих о завтрашнем дне дилерских бизнесов подразделениями сервисной направленности. В начале года «МАКС Моторс» открыл кузовной цех на территории автокомплекса Ford — Mazda на улице Немировича-Данченко. Осенью на улице Петухова заработал центр кузовного ремонта Wagner, созданный компанией «Сибтрансавто-Новосибирск».

 

Достаточно активно новосибирский автобизнес развивался за границами мегаполиса. Группа компаний «СЛК-Моторс» завершила строительство полнофункционального дилерского центра Lexus в Барнауле. ГК «МАКС Моторс» открыла дилерские центры Renault и LADA в Белово Кемеровской области.

 

ЧЕЛОВЕК ГОДА

 

Ежегодно издание «Деловой квартал» подводит итоги сезона в бизнес-жизни Новосибирска вручением премии «Человек года» по различным номинациям, отражающим сектора экономики региона. Представитель издания «АВТОСОЮЗ» входит в экспертный совет сектора «автобизнес».

 

По каким критериям «Деловой квартал» определяет победителя? В их числе влияние на отрасль, новаторство, репутация в профессиональной среде. Метод определения — открытое голосование членов экспертного совета с устным обоснованием своей позиции для определения финалистов конкурса. И закрытый подсчет баллов, выставленных по каждому из критериев каждым членом экспертного совета для определения победителя.

 

Номинант имеет право отказаться от участия в конкурсе. Этим правом воспользовалась Наталья Жданова, ставшая человеком года в автобизнесе три года назад. Член экспертного совета имеет право выдвинуть на номинирование кандидатуру, которую он считает достойной титула «Человек года». В этом году мы воспользовались этим правом и предложили кандидатуру Игоря Кошкина, главы группы компаний «Автолига» — «УАЗ Центр».

 

В результате в финал конкурса «Человек года» вышли три человека: Владимир Сафронов, глава группы компаний «МАКС Моторс»; Дмитрий Новиков, соучредитель и генеральный директор ряда бизнесов группы компаний «Альт-Парк», и Игорь Кошкин, группа компаний «Автолига» — «УАЗ Центр».

 

За рассматриваемый экспертным советом период «МАКС Моторс» заметно расширил свой марочный портфель и стал лидером новосибирского авторетейла по количеству представляемых брендов и по доле на рынке. «Альт-Парк» стал мультибрендовой организацией, построил полнофункциональный дилерский центр KIA, продемонстрировал передовые технологии ведения бизнеса, приведшие к взлету бренда SsangYong на новосибирском авторынке. Аналогичные достижения и у группы компаний «Автолига» — «УАЗ Центр»: соучастие в успехе бренда SsangYong, открытие гигантского мультибрендового автоцентра на улице Богдана Хмельницкого, и, кроме того, «УАЗ Центр» был признан одним из лучших региональных дилеров UAZ в российском масштабе.

 

Наибольшее количество голосов членов экспертного совета премии «Человек года» в открытом голосовании набрал Игорь Кошкин. При закрытом подсчете баллов журнал "Деловой квартал" отдал победу Владимиру Сафронову. Церемония награждения состоялась 27 ноября. 

 

ПРОГНОЗ ГОДА

 

Прогноз на 2014 год неоптимистический. Индекс потребительской активности продолжает оставаться на низком уровне, роста продаж на автомобильном рынке не ожидается. Но ожидается дальнейший рост количества дилеров в Новосибирске. По второму дилеру захотели у нас иметь некоторые малоуспешные бренды, третьими дилерствами собираются выравнивать свои графики падения продаж уже продублированные на нашем рынке производители. И в планах премиум-сегмента назначение очередных своих официальных представителей в регионе. Да еще к концу года на нашем рынке появится новый игрок в бюджетном секторе — японский бренд Datsun.

 

А это значит, тренд на усиление конкуренции сохранится. И, скорее всего, передел рынка продолжится. Судя по настроениям, царящим среди авторетейлеров, бездумную политику некоторых дистрибьюторов они в дальнейшем поддерживать не намерены. Если ничего не изменится в лучшую сторону, отказы от дилерств неизбежны.

 

Но и в созидательной сфере движение не остановится — не все же занимаются разрушением рынка, кто-то его строит. На середину года намечено открытие нового дилерского центра Audi группы компаний «СЛК-Моторс», в районе речного вокзала будет возводиться новый автосалон LADA компании «АВТОЦЕНТР», развернется строительство торгово-сервисного комплекса Toyota группы компаний «Автомир». Должны как минимум начать строительство те дилеры, которые понаоткрывались во «временных решениях». Не исключено, что с «кладбища брендов имени «Автолэнда» переедет дилерский центр Hyundai.

 

Какими бы ни были тренды, строительство цивилизованного авторынка в нашем городе уже не остановить, переход от количественных к качественным изменениям предопределен.

Материалы по теме

  • Безумные дни и ночи автобизнеса
  • Драйверы роста рынка
  • Статистическая погрешность
  • Начало года: итоги и прогноз
  • Рейтинг года 2010