Новосибирский пит-стоп Mongol Rally 2017

Новосибирский пит-стоп Mongol Rally 2017

14.09.2017

Электромобиль Nissan LEAF AT-EV, участвующий в благотворительном экопробеге Mongol Rally 2017 9 сентября пересек финишную черту. На пути следования из Великобритании к границе Монголии экипаж сделал остановку в Новосибирске. Местом базирования выбрали дилерский центр Nissan «Сибирские Моторы». Корреспонденту «АВТОСОЮЗа» посчастливилось встретиться с командиром экипажа Крисом Рамси.

Автопробегами в Новосибирске сейчас никого не удивишь. Мы находимся практически в самой середине России, на перекрестке дорог с запада на восток и с севера на юг. Ни один уважающий себя пробег, особенно если он нацелен на строчку в Книге рекордов Гиннесса, миновать наш город не может. Через нас едут устанавливать рекорды, искать достопримечательности, покорять непроходимости…

 

Едут на только-только изобретенных машинках — чтобы показать всему миру их супердостоинства. Едут на древних ретрокарах — чтобы продемонстрировать, что они еще едут. Едут, чтобы что-то доказать себе или в чем-то убедить других.

 

С наступлением бесснежного времени года частота пробегопроездов Новосибирска существенно возрастает — как минимум раз в неделю кто-нибудь зачем-нибудь его пересекает. И редко, крайне редко очередной пробег обладает какой-то уникальностью. Разные марки автомобилей, разные организаторы, другие спонсоры, а суть практически одна: путешествие ради путешествия, какими бы задачами это ни вуалировалось. И это в общем-то хорошо! Но с информационной точки зрения как-то не очень интересно.

 

Но Mongol Rally оказался пробегом особенным. Обычно как? Еще на стадии организации, в период поиска спонсоров, затейники автопутешествий забрасывают читаемые СМИ предложениями об информационной поддержке, релизами, комментариями. Потом, начиная со старта, происходят периодические инфовбросы об очередном этапе с панегириками спонсорам. Потом непременная пресс-конференция все той же направленности…

 

А тут — тишина… О пробеге, о том, что к нам завернут, узнали случайно. Стали пробивать эту тему. Оказывается, вся авто-Европа с ума сходит от этого формата, все хотят поучаствовать. Начинаем искать контакты, а нам в ответ: «Участникам пробега категорически запрещено общение с прессой». Зря они так. Теперь нас не остановить…

 

ЧТО ТАКОЕ MONGOL RALLY

 

Mongol Rally — это благотворительный автопробег протяженностью в 10 000 миль (16 000 км) по городам, лесам, горам, пустыням и степям Европы и Азии. Впервые он стартовал в 2004 году и проводится каждое лето.

 

Мероприятие организовано компанией Adventurists, которая к настоящему времени собрала на благотворительность уже 5 миллионов фунтов стерлингов. Откуда деньги? Каждая команда платит за участие в ралли не менее 1 000 фунтов, плюс рекламная атрибутика, плюс…

 

По правилам ралли участники должны управлять маленьким автомобилем с рабочим объемом двигателя до 1,0 литра. По замыслу организаторов, это добавляет привлекательности для потенциальных участников — ведь экстрим! Попробуй-ка проедь полмира на не предназначенном для этого транспортном средстве. По правилам автопробега помощь оргкомитета ни при каких ситуациях не предусматривается. Ожидается, что участники будут преодолевать трудности исключительно собственными силами и при помощи местных жителей.

 

Зачем организаторам поломки? Предполагается, что участники пробега, хотят они этого или не хотят, но будут общаться с аборигенами посещаемых мест и заниматься прямой пропагандой целей и задач ралли. Промоушеном благотворительности. И от этого фонд пробега еще возрастает.

 

Особенностью Mongol Rally является то, что время прохождения маршрута не так важно, как сам факт преодоления большой дистанции по разноландшафтной местности. Mongol Rally — это серьезное испытание, его называют «гонкой на выживание». В прошлом году до финиша добралось меньше половины стартовавших экипажей: кто-то сломался, кто-то попал в аварию, у кого-то сдали нервы...

 

В этом году, по непроверенной информации от белорусского экипажа (того самого, который наделал шуму своей несанкционированной экскурсией на Байконур), участвующего в ралли на вазовской «девятке», минимум три машины перевернулись, одна сгорела, одна команда сбила лошадь в Монголии и примерно тридцать экипажей сошли с дистанции из-за поломок, несовместимых с дальнейшим движением.

 

Еще одна особенность пробега образца этого года: в ралли впервые участвует электромобиль. В 2017 году компания Adventurists поддержала решение Криса Рамси об участии в ралли на Nissan LEAF AT-EV. Это решение призвано подчеркнуть внимание, которое компания уделяет устойчивому развитию и охране окружающей среды.

 

«На сегодняшний день Mongol Rally является самым сложным и захватывающим для нас пробегом на электромобиле, и мы готовились к нему в течение нескольких лет, — рассказывает командир экипажа Nissan LEAF AT-EV Крис Рамси. — До этого только автомобили с бензиновыми двигателями участвовали в таких серьезных трансмеридиональных экспедициях. И я решил присоединиться к Mongol Rally на электромобиле и доказать всему миру, что электромобили — это будущее и они могут соревноваться наравне с бензиновыми машинами.

 

Основная цель моего участия в проекте — показать, что мир должен стремиться к экологической чистоте во всем. Мы должны вдохновить людей по всему миру пользоваться электромашинами. Мы должны вдохновлять будущих участников подобных ралли, чтобы они выбирали не бензиновые машины, а электрические».

 

ЧТО ТАКОЕ NISSAN LEAF AT-EV

 

Электромобиль Nissan LEAF AT-EV (All Terrain Electric Vehicle) создан на базе Nissan LEAF Acenta 30kWh 2016 модельного года. Дальность пробега на одной зарядке достигает 250 км (по европейскому ездовому циклу). AT-EV в переводе на русский – электромобиль-вседорожник, поэтому в базовую конструкцию были внесены изменения, улучшающие экипировку электромобиля для дальних путешествий.

 

LEAF AT-EV комплектуется колесами Speedline SL2 Marmora и узкими шинами Maxsport RB3, что повышает тягово-динамические характеристики на дорогах без покрытия. Дополнительную защиту при движении по бездорожью обеспечивают сварные пластины под поперечными рычагами подвески, армированные тормозные шланги, грязезащитные фартуки и защита масляного картера из 6-миллиметрового алюминиевого листа.

 

Модифицированный верхний багажник позволяет взять с собой больше вещей, чем в стандартной версии. Он также оборудован светодиодной балкой Lazer Triple-R 16, которая дает дополнительно 16 400 люменов света. Этот вспомогательный низковольтный прибор переднего освещения весьма полезен в темное время суток в необитаемой местности.

 

Внутренние изменения LEAF AT-EV сфокусированы на снижении массы и увеличении пространства: из салона были удалены задние сиденья и задние ремни безопасности, что позволило уменьшить массу на 32 кг. Кроме того, в багажное отделение были интегрированы огнетушитель и аптечка. Зона размещения водителя и переднего пассажира осталась неизменной, за исключением резиновых ковриков.

 

«Для нас решение использовать для автопробега электромобиль Nissan LEAF было очевидным, — объясняет Крис Рамси. — Я уже хорошо с ним знаком и убедился, что он прочен и надежен. Езжу на LEAF с 2012 года, знаю все его плюсы-минусы и понимаю, что моя машина способна пройти такое расстояние. Я знаю, как на ней ехать, как что использовать, что от нее ожидать.

 

Считаю огромным плюсом, что выбрал именно Nissan, а не, к примеру, Tesla. Nissan — первая компания, которая начала массово производить электромобили, поэтому и решил, что это та компания, с которой можно сотрудничать. Поэтому и выбрал Nissan.

 

Но перед экспедицией автомобиль надо было доработать. Много всего модифицировали, и последнее, что сделали, — уже перед стартом в Великобритании отдали машину в сервис, чтобы увеличить клиренс для азиатских дорог. Эта машина изначально достаточно высокая, но решили все-таки улучшить — добавили 4 миллиметра дорожного просвета. Также позаботились о колесах, а в остальном постарались сохранить заводскую версию, чтобы люди понимали, что машина вполне пригодна для обычной, повседневной езды, что они могут сегодня прийти купить ее и завтра уже ездить на ней по городу и встречаться с другими людьми».

 

КТО ТАКОЙ КРИС РАМСИ

 

Крис — основатель движения Plug In Adventures, созданного в 2011 году. В состав шотландской группы входят энтузиасты, вдохновляющиеся любовью к приключениям и электромобилям. Участники движения разнообразными способами обращаются к общественности и пропагандируют все, что связано с электромобилями.

 

«В 2011 году я открыл для себя электромобили и понял, что это наше будущее, это то, к чему нужно эволюционировать, — рассказывает Крис. — Начал сам водить эти машины, наблюдать, понимать их преимущества. Объединил единомышленников в благотворительную компанию Plug In Adventures, которая реализует социальные, экологические проекты в основном в Шотландии, но сейчас решил сделать более крупный проект и показать всему миру, что электромобили более современны и безопасны для окружающего мира по сравнению с бензиновыми машинами.

 

Мы активно пропагандируем тему экологической безопасности, хотим, чтобы люди понимали, что электромобиль нисколько не хуже, чем обычный бензиновый автомобиль, и, соответственно, чтобы тоже стремились его приобрести. Мы жертвуем деньги на то, чтобы производилось больше электрических машин».

 

Plug In Adventures не впервые участвует в пробеге на электромобиле. Так, в сентябре 2015 года представителям группы потребовалось всего два дня, чтобы совершить на Nissan LEAF 24kWh 1652-мильную поездку из Джон-О'Гротс в Лендс-Энд и обратно, пользуясь только общедоступными и бесплатными пунктами зарядки электромобилей.

 

В апреле 2016 года они участвовали в автопробеге North Coast на Nissan LEAF 30kWh. Этот сложный круговой маршрут протяженностью 516 миль по Хайленду считается «шотландским ответом» на автопробег Route 66.

 

Кульминацией серии приключений Криса Рамси на электромобиле является Mongol Rally. «Раньше я ездил максимум до Франции и дальше этой страны никогда не бывал. Для меня это первое масштабное путешествие. Я повидал много стран, познакомился с интересными людьми. Любопытно было в течение путешествия наблюдать, где какие люди, в чем они похожи, в чем отличаются. Интересно было посмотреть на природу, на пейзажи, как они меняются на протяжении пути.

 

Огромный плюс ралли, что есть возможность безграничного общения, я познакомился с большим количеством людей, и у меня в багаже накопилось множество историй, которые я смогу рассказать у себя дома в Англии».

 

КАК ПРОХОДИЛО РАЛЛИ

 

Экипаж Криса Рамси, основателя движения Plug In Adventures, на Nissan LEAF специальной модификации AT-EV стартовал на знаменитом британском автодроме Goodwood Motor Circuit 16 июля 2017 года. Миновав территорию Евросоюза, Турцию, Азербайджан и Казахстан, 29 августа электромобиль пересек российскую границу и прибыл в Новосибирск для подзарядки. Возможность обслужить автомобиль представилась в региональном дилерском центре Nissan «Сибирские Моторы».

 

На момент остановки в столице Сибири большая часть сложного маршрута уже была преодолена — 12 тыс. из 16 тыс. км. «Я впервые в России, и это был первый мой опыт пребывания в таких странах, как Турция, Болгария. Очень интересно и приятно было в них оказаться, — вспоминает Крис Рамси. — Иногда люди, с которыми знаком всего 10–15 минут, предлагали поужинать, переночевать у них, пока батареи заряжаются. В России мы всего один день, но тоже столкнулись с потрясающим гостеприимством, доброжелательностью. Это самая позитивная сторона Mongol Rally.

 

Также замечательная сторона проекта в том, что люди, возможно, впервые видят такие технологии, какие мы демонстрируем на Nissan LEAF. Интересуются этим, хотят больше узнать о машине. Особенно эта ситуация была видна в Казахстане — нас даже пригласили принять участие в серии дискуссий на тему «Энергия будущего» и показать свой электромобиль на проходившей в Астане выставке. Мы и машинку помыть не успели… И по окончании экспо люди пальцами по немытому кузову писали свои пожелания нашему экипажу. Так теперь и едем с автографами казахстанских поклонников электромобилей — машину решили не мыть до окончания пробега».

 

Дилерский центр Nissan «Сибирские Моторы» привел путешественников в восторг: просторный, современный, прекрасно оснащенный, с симпатичным, улыбчивым персоналом… Не ожидали такого увидеть в далеком Новосибирске. Понятно, что автомобиль будущего решили обслужить в автосалоне будущего.

 

Тщательное обследование транспортного средства специалистами «Сибирских Моторов» не выявило у Nissan LEAF AT-EV ни единой неисправности. А как на дороссийском этапе ралли? По словам Криса, электромобиль за весь путь не претерпел ни единой поломки. «Если говорить о надежности, то автомобиль проявил себя блестяще. У нас был один прокол колеса, одно повреждение колесного диска, мы потеряли один грязезащитный фартук, да еще кто-то стащил одну из наших наклеек. И это все!

 

Когда из Казахстана переместились в Россию, сразу увидели, что дороги стали лучше. Они достаточно ровные и хорошо подходят для езды на электромобиле. Правда, знаем, что после Новосибирска чем ближе к Улан-Удэ, тем сложнее будут дороги. А здесь, в «Сибирских Моторах», мы только заряжаемся, не нуждаемся в каком-то сервисе.

 

От чего зависит расход энергии? В большей степени от того, по чему ты едешь — по песку, грязи, неровностям или хорошей дороге. Разница в освещении день-ночь, перепады температур на расход практически не влияют. Из климатических факторов большое значение имеет ветер: если он встречный или боковой — расход увеличивается.

 

Самое существенное влияние — это уклон. Например, когда ехали по Румынии, пришлось преодолевать гору высотой 2 000 метров. Перед началом подъема у нас был заряд 100 процентов, 49 процентов емкости батареи ушло на то, чтобы взобраться на вершину, а когда съехали с горы, у нас оказалось 68 процентов зарядки. На спуске постоянно приходилось подтормаживать, и за счет рекуперации энергии торможения заряд батареи пополнился».

 

Поколесив по городу на тестовом автомобиле Nissan X-Trail, пока шел процесс энергопополнения батарей Nissan LEAF AT-EV и догнав до 100 процентов запас энергии в дилерском центре Nissan «Сибирские Моторы», экипаж Криса Рамси покинул гостеприимный Новосибирск. Следующий пункт подзарядки — Кемерово. Затем Красноярск, Иркутск и, наконец, Улан-Удэ…

 

Еще в восточной Европе шотландцы столкнулись со значительным сокращением количества станций быстрой зарядки. И чем дальше на восток… Пришлось переключиться на альтернативные варианты получения электроэнергии: розетки в

кафе, хостелах, парикмахерских, гаражах… Из самых экзотических - шоу-рум для тракторов, полицейский участок, высоковольтный столб в сибирской тайге между Новосибирском и Улан-Удэ.

 

Всего за время почти двухмесячного путешествия экипаж Криса заряжал свой электромобиль 111 раз. Самый длинный участок без подзарядки на полностью загруженном электромобиле, составил 115 миль (185 км) - к концу этого отрезка батарея осталась заряженной всего на 6%. В среднем, по записям гонщиков, пробег между зарядками составлял 95 миль (приблизительно 150 км).

 

За время путешествия гонщики проехали 13 стран. Расчетная протяженность маршрута электромобильного экипажа к моменту возвращения на родину превысит 10 500 миль (приблизительно 17 000 км). Обратный путь по России преодолевается по железной дороге на платформе грузового состава.

 

«Многие скептики говорили мне, что электромобиль непригоден для дальних поездок. Проехав тысячи миль практически без технических проблем, я могу заверить вас, что они ошибались, - резюмирует Крис Рамси. - Это, бесспорно, было «путешествие всей моей жизни», и мне просто не верится, что я добрался до финиша. Мы проехали много стран, используя только электроэнергию наших батарей и не оставляя вредных выбросов. Сейчас меня переполняет восторг и ликование; хотя я и вымотался немного, но все равно чувствую себя «наэлектризованным!»

Материалы по теме

  • Nissan Juke NISMO
  • Преимущества дилерского сервиса
  • Nissan Patrol
  • Олег МАНУШЕВИЧ: «Мы умеем уважать»
  • Nissan Patrol 2010