10 лет назад — в феврале 2007 года на рынки Европы вышел необычный для бренда Nissan автомобиль с внешностью компактного внедорожника и повадками городского хетчбэка — Qashqai. Первый городской кроссовер в истории бренда.
К появлению нового сегмента в линейке Nissan отраслевая экспертная общественность отнеслась белее чем скептически: «пародия на внедорожник», «паркетник», «недоджип» — как только новорожденного не обзывали. По мнению тех, к кому прислушивались, эксперимент по скрещиванию нескрестимого явно неудачен, модель обречена на забвение.
А через 10 лет оказалось, что сегмент компакт-кроссоверов самый быстрорастущий на рынке, а Nissan Qashqai — лидер продаж этого сегмента в Европе. Как рождалась легендарная модель?
СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО
На рубеже тысячелетий, в далеком 1999 году, операционный директор только-только созданного альянса Renault-Nissan Карлос Гон дал указания по кардинальной модернизации европейской линейки Nissan.
В начале 2002 года команда из 25 евроинженеров Nissan отправилась в Японию, в технический центр компании, для формирования проекта по созданию нового хетчбэка С-класса. Первоначальные идеи сводились к тому, что новый автомобиль должен был незначительно отличаться от Nissan Almera и конкурировать с популярными в те времена SEAT Altea и Volkswagen Golf Plus.
Через девять месяцев с момента старта проекта, когда все ожидали рождения новой модели, команда создателей расписалась в своем бессилии изобрести конкурентоспособный автомобиль на изначально сформулированных условиях. Тогда Карлос Гон предложил придумать что-то свежее и неожиданное, чтобы бросить вызов традиционным сегментам автомобильной промышленности. Произошло это судьбоносное событие 13 декабря 2002 года.
«Мы пришли к идее создать автомобиль вроде мини-Murano, который, как мы верили, сумеет сломать барьеры, мешающие людям приобретать модели сегмента SUV, — вспоминает один из создателей первого в истории Nissan кроссовера Питер Браун. — Этот автомобиль необходимо было разработать и позиционировать таким образом, чтобы бросить вызов привычным сегментам «массовых» хетчбэков и седанов на рынке Европы».
В это время на рынке отмечался рост популярности внедорожников. Однако в большинстве своем поклонники изящных седанов и хетчбэков не спешили менять комфорт и управляемость легковушек на хоть и повышенную проходимость, но при этом неповоротливость и брутальность тогдашних «джипов».
«Нам удалось убедить руководство компании в том, что мы можем разрушить некоторые из этих барьеров, взяв лучшие качества семейного хетчбэка и добавив к ним элементы SUV, максимально привлекательные для покупателей. Так родилась идея первого кроссовера», — делится воспоминаниями Питер Браун.
Для нового продукта было придумано рабочее имя «городской кочевник». Впоследствии родилось слово Qashqai, связанное с названием одного из иранских племен.
ОТ СЛОВ К ДЕЛУ
Перед командами дизайнеров Nissan всего мира была поставлена задача создать экстерьер и интерьер нового автомобиля. Европейское отделение дизайна Nissan выдвинуло два предложения, но для серийного автомобиля был выбран внешний облик, представленный глобальным центром дизайна Nissan в Японии, а интерьер был разработан американским отделением дизайна компании.
«Мы были в восторге от перспективы создать нечто, чего еще никто и никогда не видел, — вспоминает Питер Браун. — Наша идея сама по себе была очень проста — взять традиционный SUV и сделать его более доступным по цене, маневренным и компактным. Мы сохранили высокую посадку водителя и пассажиров, крупные колеса и большой дорожный просвет, характерные для SUV. Однако мы также перепроектировали салон таким образом, чтобы пассажиры чувствовали, что они сидят внутри автомобиля, а не на нем».
Разработка экспериментальной модели продолжалась в течение 2003–2004 годов. В виде концепта премьера Qashqai состоялась 2 марта 2004 года на Женевском автосалоне. Сопровождавший новый автомобиль пресс-релиз гласил: «Nissan стал одной из первых автомобилестроительных компаний, осознавших эволюцию вкусов покупателей, и вскоре мы увидим, что люди все чаще будут приобретать автомобили, подобные Qashqai».
Неожиданный гибрид SUV и хетчбэка всколыхнул автообщественность. «Концепт Qashqai по-настоящему потряс автомобильную прессу, — вспоминает Хенрик Дреболдт, редактор автомобильной рубрики датской газеты Berlingske Tidende. — Как и большинство журналистов, я глядел на него, скептически качая головой. Однако Nissan, очевидно, заглянул в «хрустальный шар» глубже нас всех — и сегодня он царит в сегменте кроссоверов. Немногие в то время могли предсказать это».
В январе 2006 года в Финляндии был организован пресс-тест. Приглашенные журналисты оценивали Qashqai как компактный внедорожник и не способны были рассмотреть в модели ее революционность и истинный потенциал. Они поторопились предсказать относительно низкий объем продаж автомобиля.
Одно уважаемое издание из Великобритании заявило: «Qashqai довольно хорош как семейный «хетчбэк», но это не автомобиль, опровергающий устои, в качестве которого он продается».
ВОПРЕКИ ПРЕДСКАЗАНИЯМ
Qashqai поступил в продажу в феврале 2007 года и сразу же стал хитом. К концу года в Европе было продано более 100 000 экземпляров. Крупнейшим, кстати, оказался рынок Великобритании, где было передано покупателям 18 000 автомобилей.
Спрос оказался таким, что план выпускать 120 000 Qashqai в год вскоре был пересмотрен. Уже в первый год было произведено 160 000 автомобилей. За первый год своего существования модель получила 14 различных наград, включая престижный титул «Автомобиль года».
В 2008 году на рынке появилась 7-местная модификация Qashqai+2. Длина автомобиля всего на 21 сантиметр больше, чем у базовой модели, зато в задней части предусмотрено место для двух дополнительных пассажиров. В Европе было продано более 235 000 экземпляров Qashqai+2.
К 2010 году продажи Nissan Qashqai составили 1,2 миллиона автомобилей, и компания отметила это событие, выпустив на рынок модернизированную версию с многочисленными усовершенствованиями в дизайне и технологиях.
ПОКОЛЕНИЕ NEXT
Премьера Qashqai второго поколения состоялась в ноябре 2013 года. Он был ниже и шире, а также почти на 5 сантиметров длиннее своего предшественника. Отличался намного более обтекаемым и атлетическим обликом, повышенным качеством интерьера, множеством инновационных решений.
Модель завоевала престижный титул «Автомобиль года» по версии уважаемого британского издания «What Car?» в 2014 году, удостоена звания «Лучший малый SUV» в 2015 и 2016 годах — от того же издания. Всего с 2007 года Qashqai получил более 80 наград, в том числе 19 раз стал обладателем титула «Автомобиль года» в разных странах мира.
По итогам 2016 года общее количество реализованных в Европе Nissan Qashqai составило 2,3 миллиона экземпляров. Сегодня Qashqai остается лидером спроса в своем классе, его доля на европейском рынке составляет 10,5%. В России за 2016 год было приобретено 18 723 экземпляра Nissan Qashqai. Продажи превысили результаты 2015 года более чем на 40%.
Объем производства Qashqai достиг 2 398 134 единиц. На заводе компании Nissan в Cанкт-Петербурге с момента запуска модели в конце 2015 года сошло с конвейера 22 862 экземпляра Qashqai.
Успех Qashqai вышел за пределы Европы: сегодня объем продаж Nissan Qashqai на мировом рынке составляет 3,3 миллиона единиц — в 137 странах мира.
«Самые простые идеи всегда самые лучшие. Что может быть плохого в идее взять лучшие, популярные черты SUV — стиль и посадку водителя и пассажиров — и воплотить их на менее крупной и менее дорогостоящей модели? Qashqai продолжает устанавливать стандарты, на которые равняются конкуренты. Это прекрасный автомобиль, чтобы управлять им и быть его пассажиром», — комментирует успех модели Стив Фаулер, главный редактор британского журнала Auto Express.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
3,3 миллиона — количество проданных по всему миру Nissan Qashqai с февраля 2007 года, момента, когда модель впервые вышла на рынок.
2,3 миллиона — количество проданных автомобилей Nissan Qashqai за тот же период в Европе.
75 000 — количество тестов, проведенных инженерами Nissan для «непрерывного контроля качества» на автомобилях Qashqai с 2007 года.
45 000 — оценочное количество рабочих мест в Европе (на предприятиях Nissan и его поставщиков), которое обеспечил проект создания и выпуска на рынок Nissan Qashqai.
2 708 — количество запчастей, входящих в конструкцию Nissan Qashqai второго поколения.
2015 — год старта производства Nissan Qashqai для российского рынка на заводе в Санкт-Петербурге. В процессе локализации модели инженеры компании внесли в конструкцию кроссовера более 200 изменений.
226 — число компаний, поставляющих запчасти для Nissan Qashqai второго поколения.
81 — количество значимых наград, завоеванных Nissan Qashqai за 10 лет с начала продаж.
62 — количество секунд, составляющих интервал, с которым новые автомобили Qashqai сходят со сборочного конвейера завода Nissan в Сандерленде (Великобритания).
21 — столько месяцев потребовалось, чтобы продать 500 000 единиц Qashqai второго поколения. Ни один автомобиль, произведенный в Великобритании, не достигал такого показателя за столь короткое время.
19 — количество стран, в которых Nissan Qashqai был признан автомобилем года.
10 — количество лет, прошедших с выхода на рынок первой модели Nissan Qashqai.
5 — количество модификаций модели на сегодняшний день. В их число входят: Nissan Qashqai первого поколения (начало продаж — 2007 год); Qashqai+2 (2008); обновленный Qashqai (2010); обновленный Qashqai+2 (2010); новая модель Qashqai второго поколения (2014).
1 — Nissan Qashqai — «номер один» в своем сегменте. Бренд Nissan открыл этот сегмент, и модель Nissan остается европейским бестселлером среди кроссоверов.
Материалы по теме |