Работа над ошибками

Работа над ошибками

13.03.2014

Не самый успешный для новосибирского автобизнеса год остался позади, впереди сезон новых надежд. Каким он будет? Прогнозы аналитиков в основном пессимистические. Зато результаты продаж последних трех месяцев весьма и весьма обнадеживающие. Почему так происходит? 

Не самый успешный для новосибирского автобизнеса год остался позади, впереди сезон новых надежд. Каким он будет? Прогнозы аналитиков в основном пессимистические. Зато результаты продаж последних трех месяцев весьма и весьма обнадеживающие. Почему так происходит? Как на самом деле будет развиваться новосибирский авторынок? Какие тренды доминируют?

 

Подсчеты и просчеты

 

Почему ошибаются некоторые аналитики? Почему результаты порой не имеют ничего общего с прогнозами? Потому что действует основной закон логики: при ложных посылах рождаются ложные выводы. Неверно оценив покупательский потенциал населения третьего города страны, некоторые дистрибьюторы делают ошибки в построении дилерских сетей. Амбициозно оценив собственные потенциалы, отдельные дилеры ввязываются в непосильную для них борьбу за увеличение чьей-то доли на рынке. Основываясь на неточной статистике, и те и другие просчитывают заведомо ошибочный результат.

 

И мы имеем то, что имеем: уменьшение продаж там, где ожидался прирост; снижение эффективности бизнеса вместо планируемого повышения; дискредитацию брендов, нацеленных на успех любой ценой. И в то же время стремительное расширение секторов, которые ранее игнорировались, и взлет там, где прогнозировалось падение. Как это выглядит в цифрах?

 

Слепо доверять статистике Комитета автопроизводителей АЕБ, на которой принято строить прогнозы, не стоит. Она более или менее верно дает лишь общую картину, но ошибается в частностях. И дилеры в своих интересах порой искажают отчетность, и дистрибьюторы иногда подтасовками добиваются плановых показателей, а действительность несколько иная. Постараемся поточнее обрисовать реальный первичный автомобильный рынок Новосибирска, подчистив ошибки статистики АЕБ.

 

Правильная статистика

 

Всего в Новосибирске в 2013 году продано более 30 тысяч новых автомобилей. Это меньше, чем в предыдущем году, на 12%. Российский авторынок за этот же период сжался всего на 5% — декабрь был в неплохом плюсе и подправил негативную статистику. Доминирует на рынке и в России, и в регионе, как всегда, LADA. В Новосибирске за год реально продано 4 809 автомобилей тольяттинского производителя. Это на 442 автомобиля меньше, чем рисует АЕБ.

 

Откуда такое существенное расхождение? Все оттуда же: уже много лет подряд аналитики евробизнеса приплюсовывают АВТОВАЗу продажи одного из двух новосибирских дилеров GM-AVTOVAZ, работающего с Chevrolet Niva. Тем самым улучшается статистика по LADA, что для этого бренда абсолютно несущественно, зато наносится ущерб бренду Chevrolet. В общероссийских продажах этот минус практически незаметен, но для новосибирского рынка он оказывается решающим: шесть последних лет Chevrolet реально возглавлял иномарочный зачет, но по статистике АЕБ постоянно уступал первую строчку рейтинга более слабым брендам.

 

В 2013 году Комитет автопроизводителей АЕБ опустил Chevrolet аж на десятую строчку с результатом 1 208 автомобилей. Реально в Новосибирске продано 1 650 машин с шильдиком Chevrolet, и положение бренда в региональном рейтинге продаж заметно выше. В столице Сибири бренд представляют компании «Сибтрансавто-Новосибирск» (полная линейка работающих в России подразделений Chevrolet), «Новосибирск-Авто» (североамериканское и корейское подразделения), «Авто-1» (только GM-AVTOVAZ).

 

Однако смена лидера в иномарочном зачете тем не менее произошла: на первом месте и в России, и в Новосибирске Renault с региональным результатом 2 903 автомобиля. Энергичный молодой правобережный дилер марки из состава группы компаний «МАКС Моторс» сравнялся с ветераном рынка «Автомиром» по объему продаж физическим лицам (а это важнейший показатель эффективности бизнеса) и обеспечил рост 40,7%. В целом по стране прирост у бренда лишь 11%. Renault — первый бренд среди иномарок и второй после LADA в общем зачете. Главный дилер АВТОВАЗа в Новосибирске — «АВТОЦЕНТР на Хилокской» с долей продаж бренда 64%, оставшиеся проценты года поделили между собой «Авто-1», «Новосибирск-Лада», ушедшая с рынка нашемарок компания «СЛК-Моторс» и начинающий свою деятельность на этом поле мультидилер «МАКС Моторс».

 

Замыкает тройку лидеров в России KIA, в Новосибирске Hyundai. KIA в регионе в 2013 году избавился от лишнего для нашего рынка дилера и прирос в продажах на 13,3% (на правом берегу марку представляет «Сармат», на левом — «Мега Парк»). Hyundai в Новосибирске стабилен: снижение продаж ниже общерыночных минус 5,7%, дилерский состав пока неизменен.

 

Региональные особенности

 

Лидер иномарочного авторынка Сибири — Toyota в Новосибирске в этом году лишь на пятом месте (1 709 проданных автомобилей, дилер «СЛК-Моторс»), в России стабильно на седьмом. Зато с феноменально высоким результатом 2 023 авто (+ 4,6%) у нас на 4-й строчке GAZ, который в целом по России не попадает даже в топ-10. Причем заслуга в этом одного-единственного дилера — компании «Сармат». Попытки производителя навязать этому игроку конкурента в столице Сибири пока не увенчались успехом.

 

Похожая ситуация и по отечественному бренду UAZ: у нас он в «десятке» (дилеры «УАЗ-центр», «АВТОЦЕНТР на Хилокской» и «МАКС Моторс»), в России — во втором десятке. Skoda в нашем городе прибавила 18% почитателей («Альт-Парк», «МАКС Моторс»), в России потеряла 12%. Ситуация с точностью до наоборот у Ford: в России он в лидерах, у нас — 26,3% падения. На 32% в России выросли продажи у Mercedes-Benz Vans, у нас они снизились на 7,1%. Если верить статистике АЕБ.

 

Практически без потерь в Новосибирске отработал год Citroen (дилер «Авто Сити»), в России показатель — минус 12%. Лидер региональной динамики SsangYong с + 252,7% («Альт-Парк», «Автолига», «Лидер») в стране прирос лишь на 9%. Опережающими российский рынок темпами растет у нас доля рынка Honda (компания «СМ-Моторс») — 31% против 20%.

 

В премиальном сегменте очевидное в России-2013 лидерство Mercedes-Benz в Новосибирске неочевидно — АЕБ, как всегда, дает суммарную статистику по трем городам Сибири. И гораздо убедительнее на этом фоне выглядит бренд BMW («АвтоСтар-Сибирь») с результатом 333 автомобиля и ростом 28,1%.

 

Модельный зачет

 

Отличаемся мы и в модельных предпочтениях. По всей России в сегменте легковых и легких коммерческих автомобилей лидирует недорогая машинка «для себя любимого» LADA Granta. А у нас автомобиль для бизнеса «ГАЗель»… Впервые транспортное средство сегмента LCV обогнало в продажах легковой автомобиль с результатом 1 816 против 1 641! Это о многом говорит: в нашем регионе личные потребности уступают место производственным необходимостям. Но для себя — да, и у нас охотнее всего берут LADA Granta — она легковой лидер и у нас.

 

Следом и в стране, и в регионе идет Hyundai Solaris, а вот дальше опять различия. Модели почитаемого у нас в Сибири сегмента SUV (внедорожники и кроссоверы) занимают в десятке лидеров продаж Новосибирска три строчки, в российском рейтинге продаж лишь одну — Renault Duster. Этот кроссовер лидирует в сегменте с новосибирским показателем 1 023 проданных за год автомобиля. «Серебро» у LADA 4×4 (891 автомобиль), на третьем месте бессменный лидер предыдущих лет внедорожник Chevrolet Niva (881 автомобиль).

 

Тренды года

 

Тенденции на первичном автомобильном рынке столицы Сибири наблюдаются следующие: уверенно растет сегмент LCV, укрепляется сегмент SUV. И становится заметным китайский производитель. Все представленные на нашем рынке бренды Поднебесной отметились заметным приростом продаж. Лидирует Lifan с динамикой 180% («Автоцентр Калининский»). В конце прошлого года на наш рынок вышли уверенно набирающий обороты FAW («КлондайкАвто») и тайваньский Luxgen (VIP-Service).

 

Наметившийся передел рынка привел к перераспределению долей среди ведущих игроков. Теперь уже не только больше всех марок в дилерском альбоме, но уже и процентов в общем объеме продаж у группы компаний «МАКС Моторс»: 17,6%. Немного уступают «Автомир» с результатом 15,1% и «СЛК-Моторс» — 14,4%.

 

Что будет происходить в этом году? Резких взлетов и падений продаж новых автомобилей в Новосибирске не предвидится: рынок сохранит свои объемы плюс-минус 5%. Усилится борьба за покупателя в самом дешевом ценовом сегменте: укрепит свои позиции в нашем регионе китайский производитель, появятся новые игроки. Продолжит рост сегмент легких коммерческих автомобилей. Не исчезнет, к сожалению, тренд на передел рынка: амбициозные дистрибьюторы будут пытаться улучшать свою статистику за счет открытия ненужных рынку дилерств, безуспешные дилеры будут отмирать, энергичные игроки укрепят свои позиции. 

Материалы по теме

  • Безумные дни и ночи автобизнеса
  • Драйверы роста рынка
  • Статистическая погрешность
  • Начало года: итоги и прогноз
  • Рейтинг года 2010